У меня есть любимая песня, которую я всегда пою друзьям на дни рождения, да и в свой день рождения всегда устраиваю ритуальное ее прослушивание. Это песня Бориса Гребенщикова «25 к 10»:
Я инженер на сотне рублей, и больше я не получу.
Мне двадцать пять и я до сих пор не знаю, чего хочу.
И мне кажется нет никаких оснований гордиться своей судьбой.
Но если б я мог выбирать себя, я снова бы стал собой.
Я часто вспоминаю эти слова, когда в очередной раз нападают приступы недовольства жизнью. И спрашиваешь себя: «А если бы тебе дали возможность самому прописать свою судьбу, ты бы справился? Ты уверен?» И понимаешь, что не справился бы. Но тогда остается положиться на того, кто точно знает смысл всего происходящего — то есть, на Бога. Иначе жизнь — это цепочка случайностей. А я знаю, что это не так.
И песня идет дальше:
Мне двадцать пять — и десять из них я пою, не знаю о чем.
И мне так трудно бояться той, что стоит за левым плечом.
И пускай мои слова неясны — в этом мало моей вины.
Ну а что до той, что стоит за плечом — перед нею мы все равны.
Парадоксально да: в свой день рождения — думать смерти? Но мне кажется, в этом есть своя правда. Раз ты родился, раз началась твоя жизнь — она должна начаться зачем-то? Значит, ее нельзя просто прожить — ее нужно прожить каким-то конкретным образом. То есть, в ней есть смысл. И этот смысл есть именно потому, что жизнь — конечна. Только представьте себе, что земная жизнь — бесконечна. По-моему, это страшно скучно и просто страшно. И в этом смысле неслучайно в песне уже напрямую упоминается Христос — как тот, кто наполняет короткую земную жизнь настоящим смыслом.
Может статься так, что стрелки часов начнут вращаться назад.
И тот, кого с плачем снимали с креста, окажется вновь распят.
И новые губы будут опять искать своего Христа.
Но я пел, что пел, и хотя бы в том совесть моя чиста.
Некоторые православные люди считают, что Борис Гребенщиков — автор опасный: дескать, восточными религиями увлекается — что он там в своих песнях насочинял. А по моим ощущениям, если слушать БГ с ищущим сердцем — то много интересного и полезного для себя в его песнях можно найти. И мне очень нравится, как о БГ однажды сказал известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко): «Буддизм Гребенщикова лишь подчеркивает широту его Православия».
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди