Значение Сибирского тракта

Художник: Б. Смирнов

Художник: Б. Смирнов

Дабы осознать всю значимость проекта, о котором мы нынче рассказываем, давайте перенесемся во времена давние… лет этак на 300 назад. И вот какую безрадостную картину увидим: интернета нет, мобильных телефонов нет, телеграфа нет… То есть нет государствообразующей системы – связи. А что такое государство без связи? Так, набор населенных пунктов, разбросанных на территории огромной страны.

Ага, один аспект обозначили. Теперь зайдем с другой стороны. Осваиваем Сибирь. Просторы – необъятные. А из всех дорог внутри Сибири – только реки. А как ехать в Сибирь из столицы Российской империи? А как везти в Сибирь товары?

Вот она, проблема-то, и нарисовалась. И значимость ее – тоже. Ибо дорога в те давние времена, о коих мы говорим, была явлением неоднозначным. Это сегодня мы думаем, что дорога служит для перемещения людей и товаров. А в те времена дорога была еще и средством связи, то есть доставки информации от отправителя получателю. И не просто писем любимой девушке, а из столицы – документов государственной важности: указов, постановлений, распоряжений, и прочего, на чем зиждется государственная машина и с помощью чего функционирует. А в столицу – опять же по дорогам – отчеты о проделанной работе, челобитные, налоги… И прочее важное…

Вот и получается, что были очень серьезные основания для того, чтобы в России-матушке зародился и был осуществлен грандиозный проект – Сибирский тракт. Он же Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт, Осьмая государственная дорога.

Учитывая же важность дорог не только для связи, но и для внутренней и международной торговли, сей тракт пролег из европейской части России через Сибирь и границы Китая аж до самого Пекина. Было и два ответвления – на Нерчинск и Кяхту. Общая же протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла по разным подсчётам от 8332 до 8839 вёрст. К слову, в одной версте содержится 1 километр 67 метров.

Надо сказать, что государственники российские понимали важность, если так можно выразиться, канала связи меж центром России и Сибирью. Именно поэтому – практически с самым началом освоения Сибири – 22 ноября 1689 вышел царский указ об учреждении пути, который бы соединил Центральную Россию с Сибирью. Однако же работа по строительству тракта началась только в 1730 году и, что вполне оправдывается грандиозностью проекта – закончена была в середине XIX века.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пожалуйста, оцените материал)
Загрузка...