После походов Ермака в Сибири стали открываться новые торговые пути. Русские купцы спешно осваивали богатые промыслы затаенных уголков неизведанного Севера. Так в глухих окраинах тайги появился небольшой торговый город МангазЕя. Щедрые на пушного зверя окрестности быстро сделали его одним из крупных центров поставки ценных мехов. Пушнина в те времена была настоящей валютой на Руси и привлекала в Сибирь торговцев со всей страны.
Ярославль, год тысяча шестисотый…
Отец:
Подрос наш сынок Василий, в работники пора ему наниматься. Семья наша большая, не прокормиться в эту зиму.
Мать:
Да к кому же? Что ты, отец, говоришь такое? Где в Ярославле такое место найти?
Отец:
Сказывали мне, мать, в Сибири места богатые открываются. Купцы наши торговлю там обильную заводят. Им помощники завсегда нужны. И заработок хорош.
Мать:
Что же дитя малое, неразумное и в неизвестные края отправлять?
Так и оказался отрок Василий Федоров в дальнем сибирском городе. Мангазея в то время находилась под управой царского воеводы.
С раннего детства получивший религиозное воспитание Василий был набожен, часто посещал церковь. Однажды во время службы, воры ограбили лавку его хозяина. Узнав о случившемся, купец позвал Василия, но тот не вышел к нему до окончания молитвы. Подозрение купца пало на юного помощника. Разъяренный делец жестоко избил юношу.
Но Василий обвинения не принял.
Купец:
Слыхал ты, воевода, беда со мной приключилась! Работник мой, Васька - недоросль ярославский - ограбил меня.
Воевода:
Как же это, под моей рукой и воровство в городе?! Где же вор?! Обнаружил ты краденое?
Купец:
Не сознается бестия! Все твердит: «Не брал чужого!». Уж я ему поддал, а он всё свое.
Воевода:
Как не сознается?! А ну, тащи его сюды…
Под тяжелыми пытками, так и не признав ложного обвинения, Василий скончался. Испугавшись, убийцы положили его тело в наскоро сколоченный гроб и без отпеваний и похорон закопали в безлюдной низине.
Только через полвека захоронение было обнаружено, когда из болотистой почвы вдруг показались доски гроба. Тогда же на этом месте начали случаться исцеления. В народе заговорили о новом чудотворце. Существуют свидетельства, когда имя святого помогало заблудившемуся в тайге охотнику, возвращало зрение ослепшему. Не единожды списки с описанием чудес отправлялись в Москву как доказательства его возможной канонизации.. Даже языческое население – тунгусы и эвенки – с благоговением относились к Василию, как к покровителю охотников. С годами почитание Василия росло, его мощи сначала были перевезены в Троицкий Туруханский монастырь, а после – в Тобольск. Там, в Благовещенской церкви, для него были написаны каноны. Появились первые иконы с изображением сибирского первомученика Василия. А в начале двадцатого века имя Василия Мангазейского было включено в «Православный календарь».
Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что после революции святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Почти век спустя лишь частицу нетленного тела чудотворца обрели вновь и поместили в Туруханский монастырский храм.
По сей день святой Василий Мангазейский является одним из самых любимых в народе святых.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.