После походов Ермака в Сибири стали открываться новые торговые пути. Русские купцы спешно осваивали богатые промыслы затаенных уголков неизведанного Севера. Так в глухих окраинах тайги появился небольшой торговый город МангазЕя. Щедрые на пушного зверя окрестности быстро сделали его одним из крупных центров поставки ценных мехов. Пушнина в те времена была настоящей валютой на Руси и привлекала в Сибирь торговцев со всей страны.
Ярославль, год тысяча шестисотый…
Отец:
Подрос наш сынок Василий, в работники пора ему наниматься. Семья наша большая, не прокормиться в эту зиму.
Мать:
Да к кому же? Что ты, отец, говоришь такое? Где в Ярославле такое место найти?
Отец:
Сказывали мне, мать, в Сибири места богатые открываются. Купцы наши торговлю там обильную заводят. Им помощники завсегда нужны. И заработок хорош.
Мать:
Что же дитя малое, неразумное и в неизвестные края отправлять?
Так и оказался отрок Василий Федоров в дальнем сибирском городе. Мангазея в то время находилась под управой царского воеводы.
С раннего детства получивший религиозное воспитание Василий был набожен, часто посещал церковь. Однажды во время службы, воры ограбили лавку его хозяина. Узнав о случившемся, купец позвал Василия, но тот не вышел к нему до окончания молитвы. Подозрение купца пало на юного помощника. Разъяренный делец жестоко избил юношу.
Но Василий обвинения не принял.
Купец:
Слыхал ты, воевода, беда со мной приключилась! Работник мой, Васька - недоросль ярославский - ограбил меня.
Воевода:
Как же это, под моей рукой и воровство в городе?! Где же вор?! Обнаружил ты краденое?
Купец:
Не сознается бестия! Все твердит: «Не брал чужого!». Уж я ему поддал, а он всё свое.
Воевода:
Как не сознается?! А ну, тащи его сюды…
Под тяжелыми пытками, так и не признав ложного обвинения, Василий скончался. Испугавшись, убийцы положили его тело в наскоро сколоченный гроб и без отпеваний и похорон закопали в безлюдной низине.
Только через полвека захоронение было обнаружено, когда из болотистой почвы вдруг показались доски гроба. Тогда же на этом месте начали случаться исцеления. В народе заговорили о новом чудотворце. Существуют свидетельства, когда имя святого помогало заблудившемуся в тайге охотнику, возвращало зрение ослепшему. Не единожды списки с описанием чудес отправлялись в Москву как доказательства его возможной канонизации.. Даже языческое население – тунгусы и эвенки – с благоговением относились к Василию, как к покровителю охотников. С годами почитание Василия росло, его мощи сначала были перевезены в Троицкий Туруханский монастырь, а после – в Тобольск. Там, в Благовещенской церкви, для него были написаны каноны. Появились первые иконы с изображением сибирского первомученика Василия. А в начале двадцатого века имя Василия Мангазейского было включено в «Православный календарь».
Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что после революции святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Почти век спустя лишь частицу нетленного тела чудотворца обрели вновь и поместили в Туруханский монастырский храм.
По сей день святой Василий Мангазейский является одним из самых любимых в народе святых.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия