В середине 15 века Русь переживала один из мрачных и решающих моментов своей истории. Народ страдал от засухи и чумы, но ещё больше от княжеских междоусобиц и произвола ханов Золотой Орды. Стране предстояло сбросить монголо-татарское иго и объединиться, либо вскоре погибнуть от рук завоевателей и внутренних беспорядков.
А в деревеньке под Новгородом, далёкий от бурь своего времени, подрастал тихий, задумчивый мальчик Зосима. С детства он чувствовал призвание к монашеской жизни и, повзрослев, ушёл из дома, чтобы поселиться в пустынном месте. Вскоре юноша познакомился с иноком Германом. Он рассказал ему о безлюдном Соловецком острове посреди холодного моря… Этот разговор положил начало удивительной истории...
Герман:
Вокруг на два дня пути лишь глубокие воды, а сам остров покрыт лесами и озёрами. Много лет мы жили на нём вдвоём с иноком Савватием, Царствие ему Небесное. Нигде мне не было так покойно и хорошо, как там, Зосима.
Зосима:
Но теперь ты остался один, отче? Ты возвращаешься к людям?
Герман:
Один? Нет, Бог не оставит меня. На том острове я каждый миг ощущал Его возле себя. Днём и ночью, в голод и стужу на душе моей было светло от Его присутствия. Какое из сокровищ мира сравнится с этой радостью?
Зосима:
Как чудно ты рассказываешь …
Восхищённый Зосима упросил старца взять его с собой на Соловки. Суровая здешняя природа таила много опасностей. Пустынники проводили всё время в тяжёлых трудах и молитве. Однажды накануне зимы Герман, отправившись в лодке на приморский берег, не смог вернуться по причине непогоды. Мечта Зосимы о монашеском уединении сбылась даже слишком полно: на долгие месяцы он остался один среди заледеневшего моря. Никому не известно, что ему пришлось претерпеть в ту зиму. Вернувшемуся по весне Герману Зосима рассказал о чудесном явлении двух незнакомцев. Они оставили запас пищи и исчезли со словами: «Если Господь повелит, придём к тебе».
Вскоре разделить с подвижниками уединение пожелал карельский рыбак Марк, а затем и многие прибрежные жители. Построив на острове кельи и деревянную церковь, они положили начало Соловецкой обители. Первоначально монастырю был назначен игумен из Новгорода, но он, а затем и два его преемника, покинули обитель, не вынеся трудной жизни. Тогда братия на общем совете положили отправить письмо в Новгород с просьбой назначить игуменом Зосиму. Нелёгким был разговор монаха с архиепископом Ионой:
Иона:
Не перечь, Зосимушка. Все братия тебя с любовью просят быть над ними начальником и отцом. Ведь ты видишь, пришлому человеку эта ноша не под силу.
Зосима:
Как же так, Владыко? Ведь я уединения искал, хотел посвятить все помыслы Богу, трудом и молитвой служить Ему. А ты меня искушаешь властью и земными заботами. Разве для этого я бежал на уединенный остров?
Иона:
Если сбережёшь Божью паству, гораздо более Ему послужишь. В скиту ты свою душу спасаешь, а монастырь – это светильник для многих тёмных душ.
Зосима:
Кто я, чтобы пасти это стадо? С малых лет я был робок и не гожусь в начальники.
Иона:
Не нам решать, для чего мы годимся. Сказано: «Чего ни попросите в молитве с верою, получите». Доселе ты дерзновением доказывал свою веру, не отступись же от нового испытания.
Лишь после долгих уговоров смиренный монах принял предложение и возглавил монастырь, который в этот ожесточённый век нуждался в защите и покровительстве. Многие приморские жители и работники знатных новгородских господ притесняли монахов, считая Соловки своей собственностью. Разорения обители не допустил именно Зосима. Он не побоялся обратиться за помощью к новгородским боярам и, пройдя через множество унижений и насмешек, добился у них поддержки. Монастырь под руководством Зосимы ширился и процветал, вопреки всем тяготам. Ещё при жизни игумена он обрёл славу святого, чудотворного места, в которое люди съезжались за советом и исцелением. В немыслимых условиях вера и дерзновение преподобного Зосимы дали плоды, которые служат к красоте и славе России по сей день.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия