Сорок дней провел в посте и молитве отец Иосиф. Позади были годы жестоких иконоборческих гонений в Константинополе, заточение на острове Крит за почитание икон, долгие скитания в поисках пристанища, непосильный труд на строительстве двух храмов, - но никогда еще настоятель монастыря не чувствовал себя таким слабым, беспомощным и утомленным. Сорок дней он пытался побороть тяжкую духовную скорбь, которая сошла на него внезапно, когда была, наконец, построена церковь Святого Апостола Варфоломея. Сорок дней он, стоя на коленях, молился, читал Евангелие и житие любимого апостола, брался за перо и пергамент, что-то писал, откладывал труд и снова предавался молитве.
Ему вспомнилась Рождественская ночь 820 года, когда он, томясь в заточении, вот так же день и ночь молил Господа. В ту ночь отцу Иосифу явился святитель Николай Чудотворец. Святой вручил старцу свиток и велел пропеть слова, написанные на нем. Отец Иосиф спел: "Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!" - после чего оковы спали с его рук, двери темницы отворились, и он оказался на свободе. Теперь отец Иосиф молился с неменьшим рвением и верой, чем в ту Рождественскую ночь, он знал, что Господь всегда отвечает на молитвы. Но проходил день за днем, неделя за неделей, а ответа все не было. Молился же он так…
Отец Иосиф:
Господи, как бы мне хотелось сделать то, что без тебя я сделать не в силах! Дух Святой да поможет мне стать песнописцем, если есть на то Воля Твоя! Я желал бы вдохновлять людей на подвиги во имя Твое, пробуждать в их сердцах любовь к Тебе, к Пречистой Матери Твоей, к святым угодникам! Но я не написал ничего... Я не посмел сложить ни одной строчки о Тебе! Мои грехи не позволяют мне браться за столь священный труд! Я недостоин, Господи! Но ведь кто-то должен это сделать! Разве хорошо, что об одном из великих Твоих святых не сложено еще ни одной священной песни! С того дня, как я получил мощи апостола Варфоломея, я мечтал сложить песнь, прославляющую его бесчисленные подвиги во имя Твое, но лукавый заградил мне уста! О, если бы Ты мне их отворил! Если бы Ты продиктовал мне слова! Завтра праздник святого Варфоломея! Неужели Ты позволишь святому твоему остаться без прославления? Помоги же мне Господи! Заступись за меня перед Всесильным, святой Варфоломей!»
Вдруг перед отцом Иосифом предстал некто, пронизанный светом. Каким-то внутренним чутьем отец Иосиф узнал его. Это был Варфоломей, апостол, один из 12-ти. Святой подошел к отцу Иосифу, возложил ему на грудь святое Евангелие и произнес…
Апостол Варфоломей:
Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную.
Апостол исчез, комната погрузилась во мрак. Лишь маленькая свечка горела в углу и освещала Евангелие в руках у Иосифа, разбросанные листы пергамента и гусиное перо.
Через несколько часов канон апостолу Варфоломею был готов. Он пылал великой любовью к Господу и Его служителю.
На следующий день в церкви собралось множество людей - они пришли почтить память апостола Варфоломея. Отец Иосиф начал петь канон, посвященный святому. Прихожане застыли в изумлении. После службы ни один из них не вышел из церкви с сухими глазами и сухим сердцем.
Преподобный Иосиф, которого прозвали Песнописцем, был родом из Сицилии. Он поступил в Фессалоникийский монастырь в 15 лет. Уже тогда он отличался трудолюбием, бесстрашием и кротостью. Во всех монастырях, где он подвизался в течение жизни, чрезвычайно его любили и очень высоко отзывались о его достоинствах. Патриарх Фотий называл его «ангелом Божиим», «отцом отцов», и сделал его духовником всего константинопольского клира.
После подвижнических трудов и мученических страданий преподобный Иосиф целиком посвятил себя составлению богослужебных песнопений. Он обладал удивительным поэтическим и музыкальным талантом, мудростью и живой, несокрушимой верой. Преподобный сочинил около трехсот канонов — больше, чем кто-либо из церковных песнописцев. Лучшими считаются его покаянные каноны. Жизнеописатель Иосифа Песнописца, иеромонах Феофан, говорил: «Эти труды обнаруживают ясно изящество, ясность, стройность и отсутствие усилий. Кто ежедневно не обогащается полезным от них?»
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница