У подножья горы Синай в Египте, сливаясь цветом стен с опаленной пустыней вокруг, стоит один из древнейших христианских монастырей в мире. Он расположен недалеко от места, где, согласно Библии, Моисей услышал голос Бога от объятого пламенем тернового куста. Именно с этим монастырем связано имя преподобного Иоанна Лествичника. Почти полторы тысячи лет отделяют годы жизни преподобного от наших дней, но его наследие не теряет своей ценности.
Шестнадцатилетний Иоанн пришёл в Синайскую обитель в годы ее расцвета, на рубеже шестого-седьмого веков нашей эры. Под руководством отца Мартирия отрок быстро преуспел в послушании, труде и молитве. По смерти наставника Иоанн на долгие годы удалился из монастыря в пустынное место и предался покаянию. Вскоре о праведном отшельнике заговорили окрест.
1-й паломник:
Давно я мечтал увидеть этот монастырь, но и представить себе не мог, какая тут благодать. Знаешь, иногда мне самому приходит на ум стать монахом.
2-й паломник:
Жизнь монаха тяжелей, чем кажется со стороны. Непрестанный пост, молитвы, соблазны… Печальная участь.
1-й паломник:
Между прочим, я слышал, что здесь неподалеку подвизается один пустынник. И он не выглядит печальным. Те, кто его видел, вспоминают ясный взор и мудрые слова.
2-й паломник:
Я знаю, о ком ты говоришь. Этот человек целыми днями плачет о своих грехах. Думаешь, ты бы вынес такое – каждый миг сознавать свое недостоинство и скорбеть о нем?
Человек умный и чуткий, Иоанн умел отличать истинную добродетель от самолюбования. Так, чтобы не возгордиться своими монашескими подвигами, он запрещал себе поститься и бодрствовать сверх меры. Многие монахи искали спасения в безмолвии. Иоанн же никогда не отказывал тем, кто приходил к его келье, во внимании и совете. Впрочем, когда за это некоторые обвинили отшельника в тщеславии, тот наложил на себя обет полного молчания. Вскоре обвинители сами пришли с просьбой не лишать их духовного наставления.
Праведность пустынника со временем явила себя в чудесах. Так, однажды его ученик Моисей прилег отдохнуть в тени большого камня. В это время Иоанну в его келье явился Ангел, сказавший с укором: «Почему отдыхаешь здесь, а Моисей в опасности?». Вскочив на ноги, старец принялся молиться. По возвращении ученик рассказал, что во сне вдруг услышал зов Иоанна и, проснувшись, побежал к келье. В ту же секунду камень, под которым он только что лежал, рухнул.
В возрасте семидесяти пяти лет отшельник был принужден вернуться в Синайский монастырь. Братия желала видеть праведного старца своим игуменом. Как ни тяжко ему было расставаться с уединением, он принял это бремя как новое послушание. Спустя некоторое время игумен другого монастыря, наслышанный о подвигах Иоанна, попросил его написать для иноков небольшое наставление.
Игумен:
От лица всей братии прошу тебя, Иоанн. Дай нам истинное руководство, по которому желающий мог бы, как по ступеням, подняться до Небесных врат. Узка тропа спасения, но ты нашёл её. Позволь же и другим пройти за тобою.
(Ответный вздох Иоанна)
Молчишь… Знаю, ты более всех пороков избегал тщеславия, но к чему взамен становиться черствым? Неужели, уклоняясь от славы, откажешься помочь блуждающим во тьме?
Так появилась знаменитая «Лествица». Иоанн описал тридцать ступеней, ведущих в Божий град, равночисленных совершеннолетию Христа. Сорокалетний опыт покаяния придал внутреннему взору старца необыкновенную ясность. Его книга в равной степени обращена к монахам и мирянам. Не поучение или проповедь, а честное и непредвзятое зеркало положил он перед читателем. На протяжении веков другие святые не раз называли «Лествицу» лучшей «книгой для спасительного руководства».
Еще при жизни старца многие считали, что он достиг верха возможной для человека мудрости и духом уже побывал в Граде Небесном. Его послание к людям воплотилось в призыве, прозвучавшем в одной из глав «Лествицы»: «Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и небошественный восход, начало которого – отречение от земного, а конец – Бог любви».
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».