В наши дни трудно представить, как протекала жизнь Византии в шестом веке по Рождестве Христовом.. Войны и варварские набеги сопровождались бурными внутренними противоречиями. Отцы Церкви вырабатывали на Вселенских Соборах устав и форму исповедания христианской веры. Именно там и тогда рождалось Православие в том виде, каким, спустя века, воспримет его Русская земля.
Однако вряд ли об этом знал мальчик Феодор из византийского города Анастасиополя. Родители прочили блестящую воинскую карьеру сыну, но ещё в школе он держался в стороне от игр и шумных товарищей. Тихий, рассудительный отрок много времени проводил в церкви. Затем вовсе стал уходить по ночам в один далекий храм молиться. Мать пыталась его остановить…
Мать:
Ты куда опять? Ну-ка стой! Что я тебе говорила про твои ночные походы?
Мальчик Феодор:
Мама, мне надо! Я не могу не пойти. Там мое настоящее место, понимаешь?
Мать:
Я привяжу тебя! Ты больше не пойдёшь один ночью через лес, где полно диких зверей!
Мальчик Феодор:
Но я не один! За мной приходит светлый юноша с мечом, он всегда идёт впереди и отгоняет их.
Поняв, что Феодору является святой Георгий, мать уже не препятствовала сыну. Феодор с недетским упорством стремился подражать монашеским подвигам: то проводил целые недели в молчании, то отказывался от еды. В четырнадцать лет Феодор ушёл из дома и стал жить при церкви святого великомученика Георгия. Чтобы приблизиться к Господу, он выбрал подвиг затворника. Феодор выкопал тесную пещеру с малым отверстием для воздуха, и провёл там два года. Один священник раз в день приносил ему хлеб и воду. Будучи извлечен из-под земли полуживым, он за несколько дней в храме совершенно оправился. Узнав о жизни и делах Феодора, местный епископ посвятил его в сан священника. На тот момент юноше было 17 лет.
Вскоре, совершив паломничество в Иерусалим, Феодор принял монашество. К себе молодой подвижник был очень строг, мог сутками стоять в молитве под открытым небом и непрерывно постился. Но еще более удивительной, чем смирение плоти, была в нем необыкновенная сила духа. Во всем ограничивая себя, Феодор был безотказным помощником и заступником людям во всяких бедах.
По его горячей молитве исцелялись больные, потерявшие всякую надежду, а бесноватые избавлялись от своих мучений. Даже лесные волки и медведи приходили к нему и безбоязненно брали пищу из рук. Однажды целое селение обратилось к отшельнику с просьбой помолиться об изгнании саранчи, пожиравшей посевы. Вернувшись из храма, жители узнали, что за время совершенной службы вся саранча вымерла.
Неудивительно, что люди тянулись к Феодору. Некоторые сами принимали монашество и оставались жить в окрестностях церкви Святого Георгия. Так со временем она стала сердцем небольшого монастыря. Как-то раз воевода Маврикий, возвращаясь через эти места с очередной войны, услышал от Феодора предсказание.
Взрослый Феодор:
Ты храбрый воин и умный человек, Маврикий. Суждено ли тебе погибнуть в битве? Нет, иной жребий предрекаю тебе. Твоя рука, что сейчас сжимает конскую узду, в скором времени будет править всей страной. Когда взойдёшь на императорский престол, вспомни мои слова и будь сколь справедлив, столь же и милостив.
Когда всё так и случилось, император Маврикий стал каждый год присылать в монастырь хлеб для братии и паломников. Бывший воин, ныне властитель целой страны, до конца своих дней пронес в душе и памяти образ тихой молитвенной обители.
Чем большего уединения и покоя искал святой, тем больше людей жаждало его помощи и совета. В конечном счёте, жители Анастасиополя уговорили церковные власти сделать Феодора епископом. Много лет Феодор трудился на благо Церкви в этом сане. Публичная жизнь давалась ему тяжело. Во время паломничества в Иерусалим он даже хотел остаться жить при одной Лавре, погруженный в безмолвие. Но святой Георгий явился ему в видении и велел вернуться.
Вся Церковь ещё при жизни Феодора почитала его святым. Свидетели проводимых им Богослужений утверждали, что видят чудесное сияние. Ни слава, ни суета повседневных дел не смутили веру и внутренний покой старца. По сей день имя святого Феодора произносят в молитве, прося помощи и сил на добрые дела.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение