Князь Московский Дмитрий Иванович, прозванный Донским после Куликовской битвы, прочно вошел в память людей, в историю государства Российского. Но не менее известна в христианском мире его супруга Евдокия, позже при постриге получившая имя Ефросинья.
Дмитрий и Евдокия, дочь Суздальского князя, вступили в брак в тяжелое время для Руси. Русские княжества терпели притеснения от Литвы и Орды, набеги литовцев и татар разоряли русские города и села. Москва не раз была сожжена и разграблена. Чтобы отстоять независимость своих земель, князь Дмитрий Московский объединил русских князей и вывел их дружины на Куликово поле в 1380 году. Но это было лишь начало великого противостояния ордам завоевателей. Княгиня Евдокия каждый раз, когда ее супруг выводил отряды на поля сражений, молилась о спасении родной земли. После смерти князя Дмитрия на престол вступил его старший сын – Василий Дмитриевич. Став вдовой, Евдокия стала молиться с еще большим тщанием, надела вериги и власяницу, посещала храмы, основала в центре Москвы, в Кремле, Алексеевский и Рождественский монастыри.
Именно в истовой вере видела княгиня Евдокия опору в противостоянии Тамерлану, когда тот с огромным войском встал под Москвой. Княгиня убедила сына, князя Василия, привезти в Москву из Владимира чудотворную икону Божьей матери. Икона прибыла в Москву 26 августа 1395 года…
Князь Василий:
Матушка, я выполнил твою просьбу. Я привез икону Владимирской Божией матери. И ты, и митрополит, и бояре, и простые люди – все непрестанно молят Богородицу о заступничестве. На молитвы только и уповаю.
Евдокия:
Вижу я, что ты не крепок духом. Терзают тебя страх и сомнения.
Князь Василий:
Матушка! Как же мне не горевать?! Никто еще не смог остановить Тамерлана. Покорил он множество земель и народов.
Евдокия:
Дорогой мой сын, крепи свой дух и волю молитвами. Ты должен быть сильным. Тебе нужно вселить уверенность в своих воинов.
Князь Василий:
Ты же знаешь, дружина наша слаба, воинов мало. Мы не сможем противостоять ордам Тамерлана. Если он пойдет на нас, мы будем драться до последнего, но Москва снова падет, город сгорит, люди погибнут. Эти горькие мысли не оставляют меня…
(Приближающийся звук скачущей лошади)
Евдокия:
Смотри, сын, смотри! Всадник! С дурными он вестями или добрыми?
Гонец:
Князь! Князь!!! Княгиня! Тамерлан уходит вместе со всем войском!
Князь Василий:
Переведи дух, гонец. Не слишком ли ты спешишь с вестями. Тамерлан – хитрая лиса. Наверняка, задумал какую-то каверзу.
Гонец:
Истину говорю. Дозорные видели, как татары сворачивают шатры и укладывают повозки. Они уходят на восток. Все до единого. А еще чудное говорят… Княгиня, позвольте, расскажу?
Евдокия:
Говори.
Гонец:
Бают, будто Тамерлан решил уйти неспроста. Вроде как явилась ему Светозарная Жена. Окружали ее грозные, подобные молниям, воины. И пошли они на войско Тамерлана всесокрушающим потоком. Тамерлан смутился, рассказал об этом видении своим военачальникам и велел отступить.
Евдокия:
Вот тебе и ответ, сын мой, на все твои муки и сомнения. Божия матерь услышала наши молитвы, отвела от нас грозного врага, закрыла своим покровом Москву.
После чудесного спасения от орд Тамерлана в истории Московского княжества начался новый период. Дети и внуки Евдокии вложили в укрепление и возвышение государства все силы. Сама же Евдокия в мае 1407 года приняла монашеский постриг и получила имя Ефросинья. Она заложила основание нового храма в честь Вознесения Христова. Спустя всего два месяца преподобная Ефросинья скончалась на 54-м году жизни. Она была захоронена при большом стечении народа в основании будущего храма.
Позже Вознесенский собор стал усыпальницей для великих княгинь и цариц Российского государства. Здесь были погребены Елена Глинская – мать Иоанна Грозного, Ирина Годунова – супруга царя Федора Иоанновича, Наталья Кирилловна – мать Петра Первого.
Преподобная Ефросинья, великая княгиня Московская, соединила в себе подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом. Она восстановила царское достоинство человека. И недаром ее изображают на иконах с царским венцом.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 397
Основные темы беседы:
— Присутствие Бога в мире: как его почувствовать, если вокруг происходят страшные события?
— Господь в Евангелии исцеляет человека по вере его близких. Какие задачи в отношении друг к другу этот эпизод ставит перед нами?
— Милосердие на практике: возможность помочь кому-то есть у нас почти в любой момент;
— Как родители могут сочинить настольную игру для своих детей, и что для этого нужно?
— Земные поклоны: зачем их делают и как быть, если делать их... неловко? — Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома».
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.