Василий Беллавин, в монашеском постриге Тихон, стал одиннадцатым Патриархом в истории России и первым после двухсотлетнего перерыва. Случилось это в нелёгкие времена, когда страна погружалась в революционный хаос.
Родился будущий Патриарх в Псковской глубинке, в семье сельского священника. Во время учёбы в семинарии товарищи шутливо называли его «архиереем» - за блестящие успехи в учёбе и серьёзность, а в духовной академии юноша получил пророческое прозвище – «патриарх». Окончив академию и став архиепископом, Тихон успешно преподавал в Пскове, был ректором Холмогорской семинарии, много сделал для распространения православия в Америке.
В августе 1917 года на Поместном Соборе Русской Церкви архиепископ Тихон был удостоен сана митрополита, а затем был избран председателем Собора. Именно на этом Соборе было принято важнейшее решение восстановить в России Патриаршество, среди трёх кандидатов на высокий пост был и митрополит Тихон.
Выборы проходили в Храме Христа Спасителя. Схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий вынул из урны жребий с именем кандидата, митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника. Митрополит Тихон принял известие о выпавшем ему жребии смиренно, осознавая трудность предстоящего подвига.
Настоящим испытанием для Патриарха Тихона стали годы противостояния Церкви и Советской власти. Страна переживала голод и разруху, и советское правительство нашло простой, по его мнению, способ пополнить казну – изъять ценности у церкви. Изъятие началось с варварской беспощадностью: большевики не только снимали оклады с икон, вынимали из них драгоценные камни, но и забирали богослужебные предметы, в том числе чаши для Причастия. Священники и миряне считали разграбление Церкви святотатством, и отчаянно сопротивлялись. Люди даже под страхом ареста и расстрела отстаивали церковные святыни. Был непреклонен и Патриарх Тихон, он стал духовным стержнем сопротивления.
Весной 1922 года патриарх Тихон был арестован и заключён в покоях Донского монастыря. Его неоднократно вызывали в ГПУ на Лубянку. Следователи изнурительными беседами пытались сломить волю Патриарха.
Конвойный:
Подследственный Белавин доставлен.
Следователь:
Гражданин Белавин, присаживайтесь.
Патриарх Тихон:
Вы всегда людей ночью допрашиваете?
Следователь:
Неплохая идея! А? Думаю использовать её и дальше. Вот читайте.
Патриарх Тихон:
Простите, сударь, ваши коллеги вытащили меня из постели… Очки забыл прихватить.
Следователь:
Хорошо, сам прочту. Это официальное уведомление. «Правительство советской республики требует от гражданина Белавина, как от ответственного руководителя всей иерархии, публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчинённая ему иерархия».
Патриарх Тихон:
Не понимаю, о каком заговоре идёт речь.
Следователь:
Не понимаете? Вы не будете отрицать, что обратились к верующим с воззванием противостоять представителям советской власти, которые проводят изъятие ценностей? Это незаконно.
Патриарх Тихон:
С точки зрения советского закона – незаконно, а с точки зрения церковной – законно.
Следователь:
В таком случае не считаете ли вы, что кровь, которая может пролиться в этом противостоянии, лежит на вас?
Патриарх Тихон:
Нет. Разве мы проливаем кровь?
Следователь:
Нужно отдать всё – за исключением необходимого.
Патриарх Тихон:
Всё? Никогда.
Следователь:
Ясно… Другой вопрос. Согласно декрету ВЦИК зарубежная православная церковь обязана сдать ценности представителям советской власти. Мы требуем, чтобы вы издали директиву зарубежному духовенству о выдаче церковного имущества.
Патриарх Тихон:
Это не мне решать… Я сделаю предложение Высшему Церковному Управлению.
Следователь:
Может быть, вы пригласите глав русской церкви за рубежом в Россию? Мы поговорим с ними…
Патриарх Тихон:
А разве они поедут сюда?
Следователь:
Ничего… Мы и до них доберёмся!
Судя по публикациям в прессе, власти готовились к расправе над Патриархом. Но в газете «Правда» неожиданно появилось «Постановление Верховного Суда об освобождении гражданина Белавина из-под стражи». Получив свободу, Святейший Патриарх Тихон продолжил бороться за сохранение авторитета и единства Русской Православной Церкви. Не без душевной боли смотрел он на страдания людей, всячески старался им помочь.
Один из французских журналистов писал: «Ласковый, просто одетый, без всякой роскоши, без различия принимающий всех посетителей, Патриарх лишён пышности, но он действительно очень дорог тысячам малых людей». Святейший Тихон обезоруживал своей добротой даже своих врагов. «Подите к Патриарху, попросите у него денег, и он вам отдаст всё, что у него есть, и ему придётся идти пешком», - говорил один из зачинщиков церковной смуты.
Невзгоды сказались на здоровье Святейшего Патриарха - в 1924 году он стал недомогать и был госпитализирован. Однако постоянно отлучался из больницы, чтобы совершать богослужения. В воскресенье, 5 апреля, за два дня до своей кончины, патриарх Тихон отслужил свою последнюю литургию в церкви Большого Вознесения на Никитской. Утром 8 апреля 1925 года колокола московских храмов возвестили о кончине Патриарха Тихона. "Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!"- были его последние слова.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение