Второй век нашей эры. В языческом Риме идут массовые казни христиан. Толпы горожан ходят смотреть на них так же, как ходят смотреть бои гладиаторов. В те жестокие времена это было одним из привычных развлечений толпы. Но в этот день даже самые жестокосердные люди были потрясены. В Риме казнили трех девочек. При этом рядом стояла их мать, которая ни словом, ни жестом не молила о пощаде. Многим казалось, что у нее нет сердца.
Торговка:
Ах! О, боги!
Язычница:
Ну что ей стоило отречься от этой своей веры?!! Это же дети, дети!
Торговка:
Она ужасная мать! Они все, эти христиане, звери, звери, а не люди!
Люди и тогда не понимали поведения матери, многие не понимают и сейчас. Когда мучают твое дитя, всякая мать отречется от любой веры, идеологии, принадлежности к конфессии - так считают многие. Но София опровергла это. Она любила своих дочерей, ей было невероятно тяжело, но она выдержала это испытание. Что же ею двигало, что ее держало? Какая же сила веры должна быть, чтобы выдержать такое?!
Богатая женщина, патрицианка, она назвала своих дочерей-погодок именами христианских добродетелей веры, надежды и любви. Ее вера удивляла и пугала ее родных и близких, ведь христианство было запрещено! Ну пусть бы она продолжала при этом чтить других римских богов, но нет, никто не видел ее в языческих храмах.
А мудрая София понимала, что христианский Бог вовсе не один из многих богов римского пантеона, это единственный подлинный Бог, Творец всего сущего на земле. Она верила в то, что душа не умирает со смертью, а значит, надо заботиться о том, куда душа попадет после смерти. А потому она была тверда в своей вере и так же воспитывала и своих дочерей.
Они не проповедовали свою веру, не навязывали ее никому, они просто жили в соответствии с ней. Но тучи сгущались и над ними. Слух о том, что София исповедует «неправильную», запрещенную религию, и более того, воспитывает в ней своих детей, дошел до императора Адриана.
Император любил изображать справедливый суд. Он вызвал Софию и ее дочерей к себе для разговора, призывая их для начала отречься от веры. Он обещал за это им прощение и жизнь. София отвечала – нет, никогда. Он напирал на ее материнские чувства, убеждал, уговаривал – София не поддавалась.
Адриан был удивлен, восхищен ее стойкостью, он отправил мать с детьми домой, призывая подумать. Адриан даже послал к ним одну из своих приближенных женщин, чтобы та попыталась переубедить их. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасны.
Император:
Ну, что?
Язычница:
Бесполезно!
Император:
Ты говорила ей, что если они не отрекутся, то ее детей казнят?
Язычница:
Да!
Император:
И что?
Язычница:
Она боится, я видела! Она их обнимает, целует, она прощается с ними! Она знает, что их казнят и все равно твердит про своего Бога! Единственного!
Софию с дочерьми снова привели к императору. На этот раз он даже не требовал с них никаких клятв и слов, нужно было просто принести жертву Артемиде. Казалось бы, что в этом такого, «просто» бросить несколько зернышек на алтарь чужого бога и дети будут жить! Но нет, и мать и дочери отказываются это делать! Они молятся Христу и предают свою судьбу в его руки. "У нас есть Бог Небесный!" — отвечают они. "Его детьми мы и желаем остаться, нет никаких других Богов!"
Тогда начал действовать палач. На глазах у матери и сестер он мучает старшую - Веру. Ее бьют, она молчит. Ее положили на раскаленную решетку, но силой Божией огонь не причиняет ей вреда. Тогда обезумевший от жестокости император приказал бросить девочку в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился. И Вере отрубили голову.
Толпа :
Ах!
Потом точно так же мучали и умертвили среднюю - Надежду, потом младшую - Любовь. Любовь привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Мать убеждала каждую терпеть страдания. Но вот и последняя девочка мертва.
Торговка:
Бедные дети, бедные дети!
Язычница:
Я говорила ей, что дочерей казнят, она в ответ мне все про вечную жизнь! Где ее вечная жизнь?
Язычницам было не понять логику матери. Они видели сегодняшнее страдание. Но они не понимали самого простого – как краток миг этих страданий по отношению к вечности. А мудрая София понимала. Она понимала, что принеся жертву Артемиде, она спасет своих детей в этой жизни, но навсегда закажет им путь к вечному блаженству и уготовит вечные адские мучения. Гораздо страшнее было предать веру и остаться в живых!
Но материнское сердце все равно мучилось. Она уже ждала своей смерти как избавления, однако император не дал ей такого простого выхода. Ей выдали останки дочерей, и она, сложив в телегу страшные, раздробленные их тела, сама должна была отвезти их на кладбище и похоронить. Обливаясь слезами, она сделала это, а потом осталась сидеть на могиле, потому что некуда и не зачем ей было идти. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу.
Святая София вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году нашей эры. Вере тогда было 12 лет, Надежде - 10, а Любови - всего лишь 9 лет. Сегодня мы обращаемся к святым мученицам Вере, Надежде и Любови и матери их Софии со своими молитвами в трудный час, во время испытаний. Они помогают нам укрепиться в вере, сохранить надежду, не растерять любовь и обрести мудрость.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.