Пятнадцатый век от Рождества Христова. Переломное время мировой истории. Уже тысяча лет прошла с момента падения первого Рима на Западе. К этому моменту на обломках древней империи сложилась уже совершенно иная цивилизация и культура. На востоке же, у самой границы Европы с Малой Азией, все еще стоял Константинополь, последний осколок античности. Но и его со всех сторон окружали враги. Власть императора, когда-то контролировавшего огромные территории и обладавшего несметными богатствами, простиралась лишь на город и его предместья. А в исконно-греческих землях, которыми был и прославленный город Эфес, уже хозяйничали турки-османы.
Империя уже не могла противостоять натиску захватчиков своими силами. Многие вельможи, да и сам император, видели последнюю надежду в Римской Церкви, которая была способна в короткое время собрать войско крестоносцев и отбить османов с византийских земель. Но вот уже более трехсот лет Церковь Первого и Второго Рима была разделена страшным расколом.
В эти годы упадка Византии и суждено было родиться Мануилу Евгенику, будущему Марку, епископу Эфесскому. Семья Марка была знатной. Его отец занимал должность великого сакеллария Константинопольской Церкви, заведовал всеми ее финансовыми делами. Для своего сына он не жалел ни средств, ни времени. Будущий эфесский епископ получил прекрасное для своего времени образование, лучшие учителя Константинополя преподавали ему риторику и математику. Философии же его обучил знаменитый философ-неоплатоник Плифон.
Перед Марком лежала перспектива блестящей придворной карьеры. Сам император Византии Мануил Палеолог приметил его и предложил ему должность советника. Но уже тогда Марк понимал, что ни роскошь двора, ни решение государственных дел не интересуют его. Свободное время он предпочитал проводить в храме или за чтением святоотеческих книг. Вскоре он покидает Константинополь и принимает монашеский постриг в одном из монастырей на Принцевых островах.
Но однажды ему пришлось выйти из затвора, чтобы помочь своим единоверцам и наставить их на путь православной веры.
Впрочем, в те годы Эфес уже не принадлежал Империи. И возведение Марка в архиерейское достоинство имело перед собой очень важную цель. Ученый монах, знающий все тонкости византийской политики, получивший образование у лучших риторов и философов, должен был войти в состав делегации Восточной Римской Империи на соборе, который должен был состояться в Италии, в городе Феррара. Император Мануил надеялся, что глубокие знания и ораторские способности Марка позволят примирить Церковь Рима и Константинополя в этот решающий момент.
Марк отправился в Италию с полной уверенностью, что раскол будет преодолен. Будучи талантливым оратором, с первых дней собора защищал православную веру, и доказывал своим оппонентам их неправоту. Его речи были столь вдохновенными, что невольно напоминали речи древних святителей, направленные против ариан, несториан, монофизитов в годы Вселенских Соборов.
Император сам призвал Марка на собор, но он и не предполагал принципиальности Святителя в вопросах веры. После пламенных речей на Соборе и послания Папе Римскому, Марку угрожал трибунал, но в итоге он был освобожден.
Собор продолжался два года, и по его итогам Ферраро-Флорентийская уния, согласно которой греки принимали догматику Римской Церкви, была подписана.
Под итоговым документом собора не было подписи лишь одного греческого делегата – Марка Евгеника, Митрополита Эфесского.
Когда Марк вернулся в Константинополь, вокруг него собрались те священники и архиереи, которые не поддержали унию.
Вскоре святитель удалился на свою кафедру, в захваченный турками Эфес. Там он обращал заблудших, помогал обездоленным, защищал православное население от турецких властей.
Там же он написал и свое окружное послание против Унии, обращенное ко всем верным чадам Церкви, за что впал в немилость императора и даже был арестован.
«Я ухожу из жизни, и ничего не уношу, кроме своего Православия», - говорил перед смертью святитель Марк. В конце жизни он остался один, но остался непобежденным, подобно святителю Иоанну Златоусту. Прошло еще несколько десятилетий, и Константинополь пал под натиском султана Мехмета Завоевателя. Уния не смогла спасти умирающую империю.
А ученики святителя Марка Эфесского в тяжелые годы пленения греческого народа твердо хранили православную веру. Подражая примеру своего учителя, они сохранили верность Христу, и пронесли ее до наших дней.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение