Царь Иоанн Грозный не знал милосердия, покоряя и собирая русские города под единым началом. В феврале 1570 года под натиском опричного войска пал Великий Новгород. Некогда богатый вольный город был разграблен, а сопротивление новгородских жителей жестоко подавлено.
Та же участь ждала и соседний Псков. Псковичи с ужасом ждали войско грозного царя. В летописях от тех дней осталась запись: «Приде царь…с великою яростью, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинные люди и кровь многую пролитии».
Чтобы смягчить сердце жестокого царя, Князь Псковский Юрий по совету юродивого Николая велел жителям города выставить около каждого дома стол с хлебом-солью. Сами же псковичи встали на колени при въезде Иоанна Грозного. Царь смягчился. Он отслужил молебен в Троицком соборе Пскова, а после молебна юродивый Николай подошел к царю и пригласил в свою скромную келью, что ютилась под соборной колокольней.
В чистой келье на столе была разостлана скатерть. На ней же лежал кусок сырого мяса…
Блаженный Николай:
Вот тебе угощеньице, гостюшка дорогой. Покушай, Иванушко, покушай…
Иван Грозный:
Дурное угощенье, убогий… Я христианин. Мяса в пост не ем!
Блаженный Николай:
Ты хуже делаешь!
Иван Грозный:
Чем это я грешен?
Блаженный Николай:
Ты питаешься плотью и кровью человеческой! Ты поганишь дома добрых христиан, грабишь божьи церкви…
Иван Грозный:
Хватит! Замолчи! Так значит меня встречают… Эй, человек!
Вбегает опричник.
Опричник:
Слушаю тебя, государь.
Иван Грозный:
А ну-ка собери ребят посноровистей! И снимайте колокол с Троицкого собора! Да поживей!
Опричник:
А это мы мигом, государь! (Опричник убегает. На ходу кричит)
Ребята, айда на колокольню!
Иван Грозный:
Что теперь, убогий, скажешь? Как тебе мое угощеньице?
Блаженный Николай:
Не трогай нас, прохожий, не трогай! Поди от нас! А то и убежать будет не на чем!
Иван Грозный:
О чем это ты?...
Слышится звон колокола. И вместе с тем совсем рядом ржет и хрипит конь.
Иван Грозный:
Эй, кто там есть?! Что случилось?! Оглохли вы там все что ли?!
Входит конюший, падает на колени.
Иван Грозный:
Конюший? Чего ты ползаешь?! А ну вставай и говори!
Конюший:
Не гневайся, батюшка. Не виноват я. Как ребята твои на колокольню поднялись, так конь твой словно взбесился. Рваться стал, кружить, а потом и вовсе пал бездыханный. Ничего и сделать не успели.
Иван Грозный:
Так вот ты о чем, убогий, говорил… О коне… Убежать будет не на чем… (уверено). А ну, конюший, беги к ребятам-опричникам! Останови их! Колокол пусть не трогают! И пусть все сюда соберутся, на соборную площадь. Хватит, погуляли! Выступаем из города! Я так сказал!
Позже свидетели тех событий вспоминали, что царь Иоанн Грозный бежал из Пскова « …побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом». А благодарные псковичи с тех пор особо почитают юродивого Николая. В народе его прозвали Микола Свят.
Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе Пскова. Такой чести до сей поры удостаивались лишь псковские князья и архипастыри.
Всего через пять лет блаженного Николая Псковского почитали уже как местного святого. Когда в 1581 году на Псков пошел с войском король Польский Стефан Баторий, кузнецу Дорофею явилась Божья Матерь в окружении псковских святых. Среди них был и Блаженный Николай. Согласно этому видению была написана икона Пресвятой богородицы с предстоящими угодниками. Икона до сих пор особо почитаема и отмечена памятным днем в календаре.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия