Весной 1551 года Иван Грозный завоевал и присоединил к русским землям Казань. Там была учреждена новая епа̀рхия – Каза̀нская. Еще не ѝзбранному Казанскому архиепѝскопу предстоял огромный труд по христианскому просвещѐнию новых земель. Поэтому его решили избра̀ть весьма необычным способом – через жрѐбий.
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
- Труд, равный апо̀стольскому, предстоит Казанскому архипа̀стырю. Нужно избрать самого достойного!
АРХИЕРЕИ:
- Вспомним святых апо̀столов! Как они после Вознесѐния Го̀спода по жрѐбию избира̀ли себе место служения, так поступим и мы!
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
- Напишѝте имена самых достойных, положим их в алтарѐ на престо̀л и помолимся!
После молитвы Московский Митрополит взял с престо̀ла листок с именем. Там было написано: «Гу̀рий, игумен Селижа̀ровский».
Небогатый дворянѝн Григо̀рий Руго̀тин, урожѐнец знаменитого села Ра̀донеж, не знал и не вѐдал, какой высокий жребий ожидает его. Он служил управля̀ющим у богатого князя Пенько̀ва. Бу̀дучи добрым христианѝном, Григорий исправно нес службу, работал на совесть. Его честность служила укором другим слу̀гам, и они оклевета̀ли молодого управляющего, обвинѝв его в любовной свя̀зи с княгиней. Разгневанный князь даже не стал производить расследования, и запер ни в чем не повѝнного Григо̀рия в подвале. Однажды к маленькому окошку в стене темницы сумел пробраться друг Григория, и стал его утеша̀ть. На это страдалец ответил:
ГРИГОРИЙ:
Знаешь, дру̀же, сначала я сильно ропта̀л, безвѝнно сидя здесь взапертѝ на холодном полу̀. Но потом подумал: а ведь му̀ченики терпели гораздо бо̀льшее, будучи святыми. Для моей же грешной души здесь самое место.
ДРУГ:
Но ведь холод и сырость погубят твое тело!
ГРИГОРИЙ:
Напротив, для тела в моем положении я тоже вижу пользу. На воле мне приходилось обу̀здывать его, и прилага̀ть к этому немало усилий. Темнѝца же избавила меня от всех соблазнов пло̀ти и помогает молитвой и покаянием готовиться к вечности. А для чего же еще жить на земле, как не для этого?
ДРУГ:
Позволь мне хотя бы приносѝть тебе более сы̀тную пищу!
ГРИГОРИЙ:
Благодарю, но еды мне здесь хватает. О друго̀м тебя попрошу: приноси мне чернила и бумагу. Я всегда мечтал учить детей грамоте, и вот, похо̀же, Бог дал мне возможность этим заняться.
Теперь кроме молитвы у Григория в его темнице появилось еще одно дело: он стал писа̀ть маленькие азбуки для обучения детей чтению. Друг продавал их на рынке. Вырученные деньги он по распоряжению Григория раздавал нищим.
Григорий дал обет: если получится живым выбраться из заточения, стать монахом. Освободившись, он остался верен своему намерению: взял с собой только икону Бо̀жией Ма̀тери, и отправился в Ио̀сифо-Волокола̀мский монастырь Московской губѐрнии где и стал послу̀шником. Вскоре его пострѝгли в монашество с именем Гу̀рий. Прошло время, за благочестивую жизнь его поставили игу̀меном монастыря. Девять лет Гурий был старшим над бра̀тией, но из-за болезни ушел на покой и жил здесь же в монастыре простым монахом. Однако, от настоя̀тельских трудов ему удалось отдохнуть недолго: спустя два года Гурий прѝнял на себя управление Селижа̀ровым монастырем в Тверско̀й епа̀рхии. Отсюда он и отправился в Москву, внезапно вызванный митрополѝтом Мака̀рием по важному делу.
И вот снова в жизни Гурия случился внезапный поворот: из настоятеля небольшого монастыря он стал Казанским архиепископом. Но и тут он больше всего заботился о своем любимом деле – просвещѐнии.
Даже в путешествии на свою епѝскопскую ка̀федру Гурий проявил себя как миссионѐр. Из Москвы он отправился в путь на корабле, и в каждом городе, где останавливался, молился в храмах и проповѐдовал. Продолжил он свою проповедь и в Каза̀ни. Каждый воскресный и праздничный день архиерѐй неизмѐнно обращался к своей па̀стве с наставлением в христиа̀нской жизни. Служѐние святѝтеля было очень трудным и опасным. Иновѐрцы, жившие на вновь присоединённых зѐмлях, относились к Церкви враждебно. Все свои силы Гу̀рий направил на то, чтобы в его епа̀рхии царили мир и любовь, и не было столкновений между людьми, исповѐдовавшими разную веру. Чтобы миссионѐрское дело развивалось успешнее, святѝтель основал школу, где детей учили читать, писать и понимать Свящѐнное Писа̀ние.
За те восемь лет, что святитель возглавля̀л Каза̀нскую епа̀рхию, было построено четыре монастыря, при каждом из которых работала школа. Когда архиепѝскоп тяжело заболел и уже не мог сам ходить, его до самой смерти по праздникам приносили в храм, где он продолжал проповедовать народу:
ГУРИЙ:
Братья! Да будет вам известно, что силы души растут по мере того, как ущемля̀ется тело. Не бойтесь страданий, потому что время нашей жизни – это время подвига. Все вознаграждѐние мы получим в будущем. Но небесные радости будут дарованы только тому, кто трудился ради них на земле. А какими они будут, мы можем узнать уже и сейчас. Ведь и сейчас бывают у нас на сердце минуты радости и умилѐния, и это только слабый о̀тблеск благ, ожидающих тех, кто на земле возжела̀л Нѐба.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия