Патриарх Сербский Павел «Мудрое слово...»

Патриарх Сербский Павел «Мудрое слово...»
Поделиться

1« – Вы были свидетелем очень страшных событий и сами попадали в ситуации, разобраться в которых нелегко. Какие события Вы бы выделили?
– Меня уже упрекали за это. Столько всего происходит, не только со стороны неприятеля, но и с нашей, от наших людей, наших партий и даже отдельных епископов. Всё это меня очень печалило, но таковы были обстоятельства: легко быть крепким задним умом. Между тем, Бог и не ожи-дает от нас гениальности, Он просто хочет, чтобы мы поступали по совести.
– Почему Вы не считаете себя живым свидетелем ?
– Да просто потому, что это так. Когда я был в Косово, мне придавали значение, которого я не имел.
Просто, я был там, и что было делать: земля тверда, небо высоко. Всем нам нужны добрые люди и добрые пастыри, и зачастую мы видим их там, где их нет, или там, где есть кто-то, кто вы¬глядит таковым…»

Фрагмент интервью патриарха Сербского Павла, данного им в 1997 году белградскому журналу «Профиль», прочитал Руслан Измайлов. Эта беседа вошла в книгу «Мудрое слово о правде, лжи и соблазнах современного мира. Пешком в вечность», состоящую из Евангельских проповедей Его Святейшества и журналистских разговоров с ним. Раздел, отданный в этой книге под интервью первоиерарха назван словами Павла: «Только грех унижает нас».
После блаженнейшей кончины сербского патриарха в 2009 году, статьи и книги о нём, сборники его поучений и наставлений все чаще и выходят и переиздаются в России. Изо дня в день растут интерес, внимание, любовь к этому великому молитвеннику, к человеку, который, по словам одного из его сограждан, высоко поднялся над миссией только лишь главы церкви и стал подлинным духовным светильником, «путеводным указателем – цитирую – нашего избавления и спасения».
Я положил свою закладку в незаметное вроде бы место, патриарх здесь, как я вижу, деликатно и вместе с тем настойчиво отстраняется от собственной харизмы, от себя самого. «Просто, я был там, и что было делать: земля тверда, небо высоко. Всем нам нужны добрые люди и добрые пастыри…»
Я долго всматривался в эти почти извиняющиеся слова, помня о том, что их произносит человек, родившийся в год начала Первой мировой войны, тот, кого множество раз за время земного срока его служения называли подлинным святым (таковым называл его в середине 2000-х и наш Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, да и другие главы поместных православных церквей).
Журналист Йован Янич, в своей книге о патриархе (именованной возгласом Его святейшества – «Будем людьми!») приводит слова знаменитого ученого Милорада Экмечича: «В истории Сербской церкви патриарх Павел останется как пушкинский “памятник нерукотворный”. В судные времена патриарх Павел обновил Сербскую Церковь святостью и молчанием… Вернул ей народ и сплотил его у алтаря, так что сейчас ему верят больше, чем какому-либо философу или политику. Не нужно учить детей его помнить. О нем узнают и те, кто не хочет».
Перед тем, как мы вернемся к прерванному интервью патриарха, данного в конце прошлого века (то есть совсем недавно), – обмолвимся еще об одной удивительной линии его духовной жизни, о которой многие помнят и знают.
Итак: патриарх Павел (или по-сербски – Павле) был настоящим нестяжателем.
Самым настоящим, буквальным, принявшим сей монашеский обет раз и навсегда. В самое сердце. Пара знаменитых фотографий, где он идет по улицам Белграда, торопливо пересекает трамвайные пути – не постановочная съемка. Это была жизнь праведника, никогда не осознающего себя таковым. Он просто спасал, как мог, свой народ, спасал своею святостью, своим трудом и любовью, – смиренно и ровно отражая свет Божий, как та самая путеводная звезда.
Счастье – думать, что ты был его современником.

«…Нужно всё время расти в добродетели, перейти порог высшей свободы, “невозможности грешить”. Эти ступени – дело внутренней жизни человека, которые только отражаются внешне. Это отражение мы чаще всего и видим, хотя каким-то образом чувствуем и внутреннее состояние человека. Пройдёте рядом с кем-то, и станет вам легче, спокойнее, сами не знаете почему. И, напротив, рядом с некоторыми будет неприятно, тяжело. Видите, какая разница. Мы себя, каждую свою духовную клеточку, готовим к раю или аду. Праведник не имеет чувств, позволяющих почувствовать муки ада, а грешник не имеет их для блаженства, потому что так они решили сами. Например, нервность, неврастения, ничего хуже не придумаешь. Такой разлом появляется из-за нехватки любви, и он может усугубляться всё больше и больше. Адские муки. Совершенная любовь изгоняет этот тёмный страх».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.