В Новом Завете повествуется, что незадолго до Крестных Страданий Иисус Христос был помазан драгоценным благовонным составом – миром. Описание помазания есть в рассказах всех четырёх евангелистов. Однако, апостолы Марк и Матфей пишут, что миро было вылито некой женщиной на голову Спасителя, а Лука и Иоанн говорят о умащении Его ног.
Такое противоречие вызывало вопросы у исследователей Священного писания. Помазание головы неоднократно описано в Ветхом Завете, как религиозный ритуал, совершаемый над человеком в начале его монархического служения или пророческой миссии. Это действо подтверждало мессианский статус Иисуса, ведь Мессия, то есть Царь, или Спаситель, в буквальном переводе означает «Тот, кто помазан». А вот описанное в Евангелии умащение ног многие считали текстологическим недоразумением. Коррективы в такое восприятие священного текста внесло открытие, которое совершил в 1999 году британский археолог Саймон Гибсон во время научных раскопок неподалёку от Иерусалима.
Комментарий эксперта:
В пещере в нескольких километрах юго-западнее Иерусалима экспедиция под руководством Саймона Гибсона обнаружила своеобразные каменные ванночки, датируемые первым веком. Каждая из этих древних ёмкостей представляет собой высеченное в поверхности камня углубление в виде правой ступни, соединённое каналом с округлой ямкой, вполне пригодной для того, чтобы ставить в неё кувшин с маслом. Тот факт, что все ванночки имели углубления только в виде правой ступни, говорит о их ритуальном, а не гигиеническом предназначении. Ёмкости для помазания ног были обнаружены рядом с небольшим бассейном – миквой, используемом иудеями для религиозного омовения. Саймон Гибсон предположил, что умащение ступней было у иудеев первого века очистительным обрядом наряду с погружением в микву.
Но всё-таки, кто же из евангелистов прав в своем рассказе о помазании Христа? Было миро возлито женщиной на голову Спасителя или она умастила драгоценным маслом Его ступни? Архиепископ двенадцатого века Феофилакт Болгарский считал, что Христос был помазан трижды. В первый раз некая грешница в доме Симона Фарисея омыла слезами и умастила миром ноги Иисуса – этот случай описывает апостол Лука. Второй раз, согласно Евангелию от Иоанна, благовонный состав возлила на ступни Спасителя Мария, сестра воскресшего Лазаря. А в третий раз состоялось помазание главы Господа. Его совершила в Страстную среду, в доме Симона прокажённого, некая женщина, имя которой евангелисты Матфей и Марк не называют. Такое видение событий вполне подтверждается находкой Саймона Гибсона.
Комментарий эксперта:
Специальное приспособление для помазания ног свидетельствует о том, что этот очистительный обряд был традиционным в среде палестинских евреев в первом веке – то есть, во время земной жизни Спасителя. Такой ритуал мог совершаться многократно, в каждом доме, где останавливался Иисус – это было естественным проявлением гостеприимства. Помазание же главы Христа, идентично описанное апостолами Марком и Матфеем, совершилось однократно в доме Симона прокажённого. Следовательно, в рассказах евангелистов нет никакого противоречия.
Авторы Нового Завета оставили подробное и тщательное описание величайших событий, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Современные археологи и поныне находят древние предметы, подтверждающие детали евангельского рассказа. В числе таких артефактов – каменные ванночки для помазания ног, найденные экспедицией Саймона Гибсона.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница