Хетты – таинственный народ, сведения о котором хранят многие страницы Священного писания. Книга Бытия повествует:в двадцатом веке до Рождества Христова Авраам, поселившись на юге Палестины, встретил хеттов – и они приняли пророка радушно. Спустя несколько столетий израильтяне, ведомые пророком Моисеем, вступили в Землю Обетованную – и, как свидетельствует Книга Чисел – хетты по-прежнему жили там! Хеттеянином был храбрый воин Урия, которого израильский царь Давид отправил на верную погибель, чтобы завладеть его женой, красавицей Вирсавией – об этих событиях, произошедших в десятом веке до Рождения Спасителя, можно прочитать во Второй книге Царств. А Третья книга Царств дает сведения о том, что сын Вирсавии и Давида, Соломон, привозил для хеттейских царей породистых коней из Египта.
Но вот что удивительно – сведений о хеттах ученые долгое время не находили ни в одном источнике, кроме Священного писания! Об этом народе молчал Геродот, именуемый отцом истории, не упоминали другие греческие и римские авторы, ни намека о них не было и в египетских древних манускриптах. Может быть, народ хеттов был ничтожно мал, и не играл особой роли в череде событий ветхих времен? Но это противоречит Четвертой библейской книге Царств, которая представила хеттейское войско равным по свой мощи египетской армии! Историкам ничего не оставалось, как предположить,что библейские хетты – это мифическое племя, никогда не существовавшее в действительности.
Устоявшееся мнение неожиданно опроверг в конце девятнадцатого века британский египтолог Флиндерс Петри, расшифровав иероглифические записи на глиняных табличках, обнаруженных в Египетском поселении Амарна в двухстах километрах от Каира.
Комментарий эксперта:
Испещрённые надписями глиняные доски, в большом количестве обнаруженные крестьянами в земле на восточном берегу Нила, английским ученым удалось приобрести на чёрном рынке Каира. После расшифровки, которую провел доктор Петри, клинописные таблички оказались архивом египетского фараона Эхнатона. Это собрание содержало донесения правителей сирийских, финикийских и палестинских городов, подчинявшихся Египту, а также переписку с царями крупнейших держав того времени. И среди писем от правителей таких мощных государств, как Вавилон и Ассирия, оказались послания от царя хеттов по имени Суппилулиума Первый. Монарх народа, считавшегося мифическим, называл Эхнатона братом и поздравлял его с вступлением на трон, как равного себе! Авторы других писем амарнского архива жаловались фараону на угрозы хеттов, армия которых вступила в Сирию и шла войной на Ливан. Так Флиндерс Петри первым нашел доказательство, что библейские сведения о хеттах заслуживают внимания ученых.
В конце девятнадцатого века языки народов Древнего Востока уже не были загадкой для филологов, и ученый такого уровня, как Флиндерс Петри, мог прочитать любой клинописный текст. Однако, две из множества табличекам Арнского архива оказались на незнакомом для него наречии и не поддавались расшифровке. И каково было изумление ученых, когда через несколько лет после амарнского открытия на севере Турции, близ деревеньки Богазкёй были найдены несколько табличек на том же самом языке! В 1906 году к месту находки отправилась археологическая экспедиция под руководством профессора Берлинского университета Хуго Винклера.
Комментарий эксперта:
Археологические раскопки под руководством Нуго Винклера явили миру руины Хатуссы – столицы империи хеттов. Здесь был обнаружен императорский архив, содержащий около двадцати тысяч документов, написанных вавилонской клинописью, но на хеттском языке – том самом, что вызывал затруднение при расшифровке амарнских рукописей. На этот раз попытки прочтения оказались успешными, и ученым открылись царские анналы, хроники, указы, договоры, списки царей, дипломатическая переписка, дарственные записи, своды законов, судебные протоколы, мифологические и религиозные тексты, шумерско-хеттские словари и даже сборники советов по коневодству! Из этих документов выяснилось, что хеттская держава была настолько мощной, что представляла угрозу даже для Вавилона и Египта, на протяжении многих столетий она оставалась процветающей, как и свидетельствовала Библия.
Цивилизация хеттов и в двадцать первом веке не перестает преподносить ученым сюрпризы. Так, в 2007 году остатки хеттского поселения были обнаружены при раскопках под древним греческим городищем в Стамбуле. Пролив Босфор, как известно, разделяет столицу Турции на Европу и Азию, и следы пребывания хеттов нашлись на этот раз в европейской части города. То есть, география проживания хеттов не ограничивалась Ближним Востоком и Малой Азией, но простиралась вплоть до территории современной Европы! Это заставило историков вспомнить о том, что загадочный язык, на котором выполнены надписи Богазкёйского архива, по многим признакам относится к индоевропейской группе и допустить, что хетты являются прародителями какого-то из европейских народов. Мог ли кто-нибудь сделать такое смелое предположение всего полтораста лет назад, когда о хеттах было известно только из Библии? Едва ли. Однако, научные изыскания в который раз доказали, что Священное писание – надежный исторический источник!
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!