"Заботиться ли о завтрашнем дне?" Светлый вечер с протоиереем Вадимом Маркиным (08.11.2015)

Светлый вечер - прот. Вадим Маркин (эф. 08.11.2015) - Часть 1
Светлый вечер - прот. Вадим Маркин (эф. 08.11.2015) - Часть 2

о. Вадим Маркин 1В студии “Радио ВЕРА” был настоятель Троицкой церкви в Коломне протоиерей Вадим Маркин.
Мы говорили о том, можно ли строить планы, заботиться о завтрашнем дне, если всё в руках Божьих.

Ведущие: Тутта Ларсен, Владимир Аверин

Т.Ларсен

— Здравствуйте, друзья – это программа «Светлый вечер», в студии Тутта Ларсен.

В.Аверин

— И Владимир Аверин, добрый вечер!

Т.Ларсен

— Сегодня у нас в гостях настоятель Троицкой церкви в Коломне – протоиерей Вадим Маркин. Здравствуйте, отец Вадим.

В.Маркин

— Добрые вечер!

Наше досье:

Протоиерей Вадим Маркин родился в 1969 году в Коломне. Окончил Московскую духовную семинарию, в 1993 году стал священником. С 1994 преподавал священную библейскую историю Ветхого и Нового завета в Коломенской духовной семинарии. Настоятель трех храмов в Коломенском районе, духовник социального центра «Надежда» и православной гимназии при церкви Пресвятой Троицы в городе Коломне. Помощник благочинного Коломенского округа.

Т.Ларсен

— Последнее время все сложнее и сложнее нам быть оптимистами и радоваться жизни, происходят какие-то печальные события. Совсем недавно весь мир потрясла трагедия, когда упал наш российский самолет, самая крупная авиакатастрофа в истории российской авиации – погибло огромное количество людей, которые летели с отдыха и, конечно, никто не предполагал, что такое случится, все были настроены добраться домой, разобрать фотографии, повидаться с родственниками, поделиться курортными впечатлениями. Эти люди строили какие-то планы на будущее и ничто из этого уже никогда не осуществится. И в связи с этим, конечно, наверное, вот для всех людей, которые даже.. не для родных, и не для близких, эта ситуация все равно огромная трагедия. И потому, что погибли люди, и потому, что каждый из нас примеряет немножечко эту ситуацию на себя. Как, вот что же это за жизнь такая, только-только ты нашел свою любовь, только ты родил ребенка, только ты отдохнул, у тебя вся жизнь впереди, казалось бы – живи, радуйся, строй планы, но твои планы резко обрываются вот таким вот роковым образом. С точки зрения православного христианина, как человеку относиться к жизни вообще, когда он сплошь и рядом видит и слышит подобные истории? Нам не надо строить планы на будущее? Мне бы хотелось сегодня об этом поговорить.

В.Аверин

— Да, но только давайте тогда уже, раз уж зашел об этом разговор, начнем со слов соболезнования близким, родным всех тех людей, которые таким образом ушли из жизни. Потому что для них – это действительно самое тяжелое время и оно продолжается, когда они это переживут – это большой вопрос.

В.Маркин

— Ну, вы знаете, комментировать трагедии – это всегда очень трудно и вопрос, надо ли, вопрос к себе. Но вот я Вас слушал и вспоминал простую русскую поговорку, которую, конечно, все вы знаете – человек предполагает, а Господь располагает. И вот предположение и расположение – это две разные вещи. Мы можем жить в предположениях, но располагать мы мало чем можем.

В.Аверин

— Да, но вот понимаете, все равно, как говорили в моем любимом фильме «Форест Гамп» – дурак дураку рознь. И когда это происходит каким-то более, или менее естественным путем, то тогда проще принять, что называется, проще понять. А когда вот катастрофа, там не знаю, трагедия, еще не дай Бог, какое-нибудь злодеяние руками человеческими, вот тогда уже совсем не понимаешь, ну как.

Т.Ларсен

— Как Бог мог так расположить.

В.Маркин

— А вы знаете, какую мы, мне кажется тему затронули, мы на самом деле затронули тему, что такое мудрость. Вот часто в нашем представлении мудрость – это такая совокупность знаний и из этих знаний мы уже построили определенные выводы, стоящие над этими знаниями. Ну, может быть, я немножко коряво дал определение.

В.Аверин

— Но все равно, понятно.

В.Маркин

— А вы знаете, может быть стоит на это слово, на это понятие посмотреть с совершенно другого угла. Мудрость… у меня нет заготовленного сейчас определения, простите, если буду где-то… но передам мысль, мудрость человека – это когда ты живешь и все обстоятельства, которые приходят в твоей жизни, ты их принимаешь, как они есть и выстраиваешь свою жизнь и позицию так, чтобы они… чтобы ты преодолевал эти обстоятельства и жил дальше, и возрастал в духовном плане. Понимаете, вот здесь главное слово «все» – все ситуации, все… И поэтому…

Т.Ларсен

— Тогда это смирение, не столько мудрость, сколько смирение.

В.Маркин

— Смирение – да, но я думаю, что это и есть настоящая мудрость. И поэтому, когда мы такие раздерганные в трудной ситуации, это мы пересекаем границы нашей мудрости, то есть, нашей мудрости не хватает и мы начинаем бояться самолета – давайте не будем летать, или какие-то другие действия делать дергаемся, но абсолютно неправильные, неверные принимаем решения.

В.Аверин

— А вот здесь вот, действительно, вот эта мудрость и смирение. Опять возвращаясь к той теме, которую ты, Таня, задала, строим мы планы на будущее, не строим мы планы на будущее… и тогда отсюда возможен такой как бы банальный вывод, а тогда что же, тогда, будет день – будет пища. Тогда я живу… ну вот птицы небесные не сеют, не пашут – пропитание имеют…

Т.Ларсен

— Завтрашний день сам о себе позаботится.

В.Аверин

— Да, сам позаботится и тогда я сознательно, или подсознательно, я еще и… ну вот я сейчас говорю, естественно, с точки зрения мужчины, я и отсекаю все возможные обязательства свои. Потому что я же не строю планов на завтра, поэтому, а зачем мне жениться? А зачем мне заводить детей, а зачем мне собственно принимать какие-то обязанности по отношению к тем людям, которые есть вокруг меня, или к тем организациям, извините, которые есть вокруг меня, включая, например, и церковь. Ну вот сегодня, а завтра может быть не будет… ну вот завтра как-нибудь оно само. И тогда я могу, в общем-то, не напрягаться. То есть, эта логика может привести и сюда. И я могу, не напрягаясь, ну как-то вынесет, какая-нибудь волна, кривая выведет.

В.Маркин

— Вы знаете, я с Вами неожиданно, может быть, полностью соглашусь, что именно такие мысли приходят, когда мы читаем слова евангельские, вот Евангелие от Матфея, 6 глава, сейчас Вы к ней апеллировали. Но вот, что мне хочется сказать, что это на первый взгляд. Вообще слово Божие – это есть абсолютная мудрость, абсолютная правда. И вот понимаете, мы получаем эту абсолютную правду и начинаем с нашей человеческой точки зрения, да, с нашими узкими пониманиями…

В.Аверин

— Причем каждый со своей.

В.Маркин

— Со своей, да, каждый со своей, да, и мы начинаем обсуждать это слово Божие и начинаем скатываться в свое, удаляясь от того, что Господь хотел нам донести. И вот в этих словах то же самое, вот ту же самую картинку мы видим, потому что, я абсолютно уверен и готов это сегодня показывать и доказывать, что в тех словах евангельских, которые сегодня упоминались, нет никакого призыва не планировать, я вас сейчас может быть поражу, не думать о завтрашнем дне – это просто то, что мы услышали, что хотели услышать.

Т.Ларсен

— А что же на самом деле имеется в виду?

В.Аверин

В.Маркин

— Ну, давайте, прямо самые первые слова, там Евангелие от Матфея 6 глава. 25 стих: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей…» и так далее. Вот, смотрите, «посему говорю вам», – то есть, поэтому. А почему поэтому, то есть это явное продолжение какой-то мысли, которая стоит выше. И поэтому, действительно интересно, а что же там в шестой главе…

В.Аверин

— Выше.

В.Маркин

— Да, что там в 24 стихе. А там вот что – нельзя служить двум господам – Богу и маммоне и дальше уже – поэтому говорю вам, не забудьтесь для души вашей. Я хочу обратить внимание на эту связочку, сцепочку. То есть, о чем нам говорит Господь – о том, что человек, помни главное. Если ты это главное забудешь, то вся твоя жизнь рассыплется, вот о чем здесь речь прежде всего. То есть, если мы прежде всего не ищем Царствия Божия, то тогда мы его ищем когда угодно, только не сейчас. Если мы его ищем когда угодно, только не сейчас, значит мы его никогда не ищем, потому что…

В.Аверин

— Ну да, с понедельника я начну новую жизнь.

В.Маркин

— Ну да, с понедельника начнем. А если… вот так это работает. И поэтому если ты – человек, не будешь искать прежде всего Царствия Божьего, то ты промахнешься, твоя жизнь окажется пустотой, а ты пустышкой соответственно.

В.Аверин

— То есть, это вопрос приоритетов получается?

В.Маркин

— Вопрос приоритетов – да, а не в том плане, что нам запрещается подумать, как распределить свою зарплату по дням до следующей зарплаты. Конечно же, это именно так нужно понимать.

В.Аверин

— Да, но тогда, значит все равно, если есть… если мы выстраиваем приоритеты, тогда встает вопрос – ради чего. Ну, условно, ради чего я распределяю зарплату, чтобы ее хватило. Ради чего я хочу заработать больше, чем я сегодня зарабатываю. Ради чего я хочу жить в лучшем доме, чем я сегодня живу, ездить на лучшей машине… ну вот это, что нас на самом деле окружает. Я хочу телевизор, лучше чем сегодня. И тогда… а вот понимаете, об этом легко рассуждать на словах. Когда ты каждый Божий день с этим сталкиваешься, правда, я хочу, например, чтобы у меня была, например, панель, чтобы у меня был большой телевизор.

В.Маркин

— Плазменная такая большая.

В.Аверин

— Такая плазменная большая и для комфорта, для понтов, в конце концов, все придут и скажут: «О, Вова, ты крутой!».

В.Маркин

— Слушайте, а у меня вообще нет телевизора.

В.Аверин

— Вот, то-то и оно. А если я это выстраиваю исходя из приоритета, тогда она вообще не нужна. Или тогда она может быть нужна для чего-то. Вот как себя оправдать?

В.Маркин

— Я не буду утверждать, нужна она, или нет. Но я утверждаю о том, что если мы будем держать прежде всего нашу цель – Царствие Божие, то тогда уже все станет на свои места. И оно у нас установится определенным образом.

Т.Ларсен

— Ну а как человеку, обывателю, в его повседневной реальности, в его бытовухе определить вот это процентное соотношение? Вот столько я отдаю себя и своего попечения Царствия Божьему, а дальше у меня там следует забота о доме, о детях, о хлебе насущном и прочее-прочее. Потому что ведь слово «бытовуха» я употребила не зря – это та рутина, которая захватывает ежедневно. И поскольку это такие очень насущные, очень срочные вещи, они очень сильно отвлекают, занимают очень много времени. И, получается, что ты весь день бегаешь-бегаешь-бегаешь и вдруг вечером ты садишься и понимаешь, что как-то сегодня я мало о Царствии Божьем думала, вот не 50% своей жизни и своих мыслей этому отдала.

В.Маркин

— 51% надо.

В.Аверин

— Плюс одна золотая акция.

Т.Ларсен

— Как это можно, каким образом человеку выставить приоритеты так, чтобы это было мудро по Вашему?

В.Маркин

— А вы знаете, я вам вопрос задам, хотя по-моему, отвечать вопросом на вопрос неприлично, но мы в диалоге в таком, да, то место Евангелия о котором мы говорим, там есть строки: «Ищите прежде Царствия Божьего и правды Его и это все, – ну то, что сказано выше, материальное, – приложится вам». Ну, что значит, искать Царствия Божьего – это понятно, примерно, нам с вами. А почему добавлено «и правды Его», как вы думаете? Что значит: ищите Царствия Божьего и правды Его? Это о чем? Разве Царствие Божье не вмещает в себя правды?

Т.Ларсен

— Ну, может быть о том, что истинно стоит заботы, а что можно…

В.Маркин

— Да, я об этом. И правды Его – это прямо нас обращает к смыслу, что мы должны искать смыслу, саму глубину, истину. И на самом деле я, вот как раз пытаюсь, стараюсь ответить на Ваш вопрос. Когда ты думаешь о главном, когда ты будешь стремиться к этой истине, когда это будет цель, к которой ты двигаешься, все остальное начинает решаться и складываться благодаря этому пути и цели, и наоборот. Как только ты эту цель в себе забываешь, да, как только ты вообще убираешь ее как цель, твоя жизнь начинает прогорать, ты начинаешь копаться, казалось бы, в очень важных вещах, там идти в бутики, думать о повышении своей зарплаты, но…

Т.Ларсен

— Вы затронули сейчас очень важную тему, которая очень сильно волнует меня в последние две недели.

 

Т.Ларсен

— Это программа «Светлый вечер». У нас в гостях настоятель Троицкой церкви в Коломне – протоиерей Вадим Маркин. Вы заговорили о правде Божьей и о той истинной цели, которую должен человек для себя выстраивать каждый день. У меня буквально две недели уже эта тема красной нитью проходит через мое существование. На меня тут нахлынуло какое-то уныние, когда погода, может быть, куда-то не туда завернула, не знаю, но вдруг что-то я…

В.Маркин

— Витаминов может не хватает?

Т.Ларсен

— Захандрила, может послеродовая депрессия запоздалая, не знаю, в общем, я закисла и пожаловалась на это состояние своей куме. А моя кума очень строгих таких действительно христианских правил человек и она, конечно, на все это сразу посмотрела через призму православного отношения и сказала мне, что вообще это не в ту сторону тебя твоя душа работает, потому что ты ответь себе на вопрос – какая у тебя христианская цель в жизни и сразу у тебя все твое уныние испарится. И я реально и хожу, я даже забила в Гугл.

В.Маркин

— Ух ты, как Вы основательно!

Т.Ларсен

— Христианская цель жизни, я спросила, что это. Мне, конечно, Гугл тут же выдал изречение батюшки Серафима Саровского о стяжании Духа Святаго, о спасении души. Ну, это понятно было и до вопроса. Но как это…

В.Аверин

— Но, как?

Т.Ларсен

— Во-первых, как, во-вторых, как это соотносится с моим повседневным путем, поиском действительно этой правды и выбором между своим дурным настроением, или своим гневом, или своей суетой, или своей досадой, завистью, и все-таки этой христианской целью в жизни. И Вы сейчас заговорили о цели, вот давайте, может быть как-то попробуем определиться, что же это за такая христианская цель в жизни?

В.Маркин

— Ребята, знаете, у меня есть ощущение очень такое стойкое, что это не такой сложный вопрос, а выглядит он сложным просто потому, что мы реально этим не занимаемся. Вот Вы первый шаг сказали – забить в Гугл и посмотрите, ребята. Я восторгаюсь вообще этим шагом – здорово. Но дальше не разрабатываем, дальше не делаем. То есть, механизм то понятен, берем главную цель.

Т.Ларсен

— Главная цель – спасение души.

В.Маркин

— Спасение души в жизни вечной.

Т.Ларсен

— Стяжание Царствия небесного.

В.Маркин

— Да, и стяжание Духа Божьего, жизнь с Богом, жизнь в Боге. И, жизнь с Богом в вечности. Здесь понятно, здесь нет других предположений, у меня во всяком случае. И дальше нужно выстраивать, дальше нужно смотреть, а что вы через 10 лет, ну я не знаю, что вы хотите, чтобы было написано на вашей могиле, я уже вспоминаю известные книжки.

Т.Ларсен

— Что о вас люди будут говорить, да?

В.Маркин

— Да, что скажут люди о вас на панихиде, на гражданской, на церковной. Я как бы немножко с шуткой говорю, но с другой, стороны, конечно серьезно. Что мы хотим через 10 лет, что я хочу через 10 лет, через 5, через 3, какая задача этого года, какая задача месяца, недели и наконец, самое главное, сегодняшнего дня – мы возвращаемся к Евангелию. Я проснулся, и что главное я сегодня должен сделать.

В.Аверин

— Ой, нет, подождите, вот это все опять же, это может быть для людей, которые уже очень продвинуты.

В.Маркин

— Вы думаете это теория?

В.Аверин

— Понятно, о чем Вы говорите.

Т.Ларсен

— А мне не понятно.

В.Аверин

— Мне вот тоже непонятно, потому что, ну условно, давайте на простых примерах. Мне нужно поправить спину – я иду к человеку, который умеет это делать, он меня укладывает на какую-то платформу пилатеса и дальше он начинает меня учить координировать действие каких-то мышц, которые в итоге укрепят позвоночник. Вот сегодня как раз я через это дело проходил. Это пытка пыточная, на самом деле, голова отказывается понимать, как это все координируется между собой. Но при этом я хотя бы понимаю, что есть четкий алгоритм, что я должен вот туда улечься, вот туда вытянуться, вот эту лопатку опустить вниз, вот все остальное попытаться, чтобы не шевелилось. И так постепенно-постепенно я приду к тому, что мой позвоночник наконец перестанет хрустеть, болеть и встанет на место.

В.Маркин

— То есть, есть связь между мышцами и позвоночником.

В.Аверин

— И есть четкий алгоритм действий. Когда Вы говорите о том, что через, через и каждый Божий день, то опять же, исходя из того, что я слышал и в этой студии, и за ее пределами, я могу предположить, что с утра проснулся и ну поклоны класть. И целый день ты молишься, и молишься…

В.Маркин

— Нет, я боюсь Вы не о том думаете.

В.Аверин

— Я Вам говорю что… потому что все равно, я, как человек современный, скажем так, может быть, уже немножко старомодный, но современный тем не менее, для меня вот эта система простых шагов должна быть. И я не очень понимаю этот путь к Царствию Небесному и стяжанию Духа Святого.

Т.Ларсен

— Можно я добавлю? Потому что Вы говорите о плане сегодняшнего дня – программа минимум. Я знаю, что мне сегодня надо отвести ребенка в детский сад, съездить на рынок за продуктами, свозить старшенького на спорт, самой, я не знаю, сходить в парикмахерскую, или тоже к какому-нибудь массажисту, или зуб полечить, или что-то – это бытовые вещи, которые мне понятны и у меня в книжке все это запланировано. А с духовной точки зрения, что я могу себе планировать на этот день? Прочесть еще один акафист? Я не знаю, прочесть главу Евангелия?

В.Аверин

— Нет, подожди, или тогда просто жить с осознанием того, что я отвожу ребенка в детский сад… я взращиваю ребенка…

В.Маркин

— Это дело любви.

В.Аверин

— Да, человека ради того, и в общем, своего мальчика, если там старшего я везу на спорт, ради того, чтобы он вырос здоровым физически, чтобы это не отвлекало его тоже от его духовного пути, и я иду лечить зуб для того, чтобы мой организм не отвлекал меня от этого… и вот эту мысль что ли держать все время в голове?

В.Маркин

— Нет, Владимир, сейчас Вы прекрасно демонстрируете как раз то, о чем я сказал. Стоит только подумать в эту сторону, как сразу будут устанавливаться связи. Вы только чуть-чуть подумали, и уже Вы говорите, вот за этими действиями я… вот эти процессы происходят. А если вы подумаете, не две минуты, а 51% вашего времени, то я Вас уверяю, что Вы будете потрясены открытием, что, как есть связь между укреплением мышц спины и позвоночником, также есть связь между нашими конкретными сегодняшними поступками и спасением души в жизнь вечную. А варианты, ну вариантов сколько угодно, ребята. Ну давайте подумаем сегодня, или на завтра, какое главное дело любви мы можем дать тому, кто в ней нуждается. Давайте завтра запланируем узнать, какая нужда, или какая боль, несчастье и горе, среди всех людей, которых мы знаем, самое большое у этого человека и запланируем хотя бы завтра, что мы можем сделать, чтобы ему помочь в этом. Но это бесконечно можно давать примеры, точно такие же, как со спиной.

Т.Ларсен

— Да, ну понятно, что какие-то добрые дела и благотворительность, но вот Володя поднял очень важную тему, значит ли это, что я всякое свое какое-то бытовое даже движение, ну не совсем бытовое – воспитание детей, выбор…

В.Аверин

— Повседневное, скажем так, не бытовое, а повседневное.

Т.Ларсен

— Выбор профессии, какого-то профессионального своего интереса, движения, я должна сверять с этой главной христианской целью – спасение души и если да, то как.

В.Маркин

— По началу – да, мы должны сверять, но потом произойдет процесс обратный. На мне придется сверять, все, что происходит, с духовной, а все, что будет с нами происходить – будет рождать духовная сфера. Понимаете разницу, да? То есть вектор? Когда мы живем ради спасения души вечного, то сами бытовые, социальные вещи, которые с нами происходят, будут рождаться соответственно.

Т.Ларсен

— То есть они становятся, как бы, у меня такой образ возник, то есть, духовная наша цель – это елка, а все остальное – это как игрушки на эту елку?

В.Маркин

— Да.

В.Аверин

— Да, но с другой стороны, я опять хочу вернуться, потому что мне кажется, что здесь возможен и такой путь замыкания и может быть даже самоизоляции. Потому что, ну опять же, я не продвинутый, может быть кто-то нас слушает тоже не очень продвинутый и тогда самый первый способ, который ты видишь, ну, я его вижу, например, там, не знаю, в метро я еду и какая-нибудь барышня, такая она в длинной юбке, в чем-то сереньком, вся такая невзрачненькая, в платочке и она сидит, что-то такое читает-читает-читает, рядом может стоять какая-нибудь старуха, валиться с ног, но мы ей место не уступим, потому что я читаю-читаю-читаю и вот я все время про духовное свое вижу. И вот тогда на весь остальной мир, по большому счету, наплевать, потому что я так сосредоточенна, я сейчас читаю текст и не отвлекаюсь, что там кто вокруг, может кого надо поднять, кому место уступить, это я ничего не вижу, потому что я делом же занята.

В.Маркин

— Да, но этот пример как раз говорит о том, что могут быть ошибки на этом пути, между главной целью и теми вещами сегодняшними, повседневными, которые мы выстраиваем. И Вы привели прекрасный пример такой ошибки, то есть, человек ошибается, человек этими действиями не достигает той цели, которую он перед собой поставил. Это ошибки планирования.

Т.Ларсен

— А как тогда, а где тогда этот камертон опять же, с которым нужно сверять свои такого рода движения. Где это… ну я не знаю, кто это тестирует, где загорается красненькая, или зелененькая лампочка – верно, не верно.

В.Маркин

— Я очень боюсь быть банальным, любовь является этим камертоном. Если дело любви совершается – оно верное, а если нет, то не верное.

В.Аверин

— Любви к кому?

Т.Ларсен

— К ближнему.

В.Аверин

— Или к Богу, она же правда убеждена в том, что она делает все правильно.

В.Маркин

— Мы не должны противопоставлять, потому что любовь к Богу и рождает любовь к ближнему.

Т.Ларсен

— Но получается, что если этой девушке Володя скажет: «Милая, вы не хотите ли бабушке место уступить?» – то тогда Володя вроде как проявит любовь к бабушке, и наверное, любовь к девушке, желая ее направить…

В.Аверин

— Но буду проклят этой девушкой.

Т.Ларсен

— Но будет этой девушкой проклят, потому что она это не так поймет .

В.Аверин

— В ту же секунду.

В.Маркин

— Ребята, я не уверен, но мне кажется, если Володя так сделает – это не будет делом любви.

Т.Ларсен

— Да, а как тогда?

В.Аверин

— К девушкам я не подхожу, я к мальчикам подхожу.

В.Маркин

— Ну, тоже…

В.Аверин

— А то сидит какой-нибудь…

В.Маркин

— Замечание не является делом любви.

Т.Ларсен

— А как тогда этой девушке?

В.Аверин

— Я не делаю замечаний, я…

В.Маркин

— Мы сейчас предположили, что если Вы скажете замечание….

В.Аверин

— Вот это опять же конкретный жизненный пример, я наклоняюсь к молодому человеку и говорю: «Молодой человек, вы не хотели бы посмотреть по сторонам», – так для начала говорю я, игриво довольно. Если молодой человек сразу видит объект, которому следует уступить место, то все хорошо. А если нет, тогда я говорю какую-нибудь грубость тут же.

В.Маркин

— Боюсь, что это не дело любви, Владимир.

Т.Ларсен

— А что, тогда просто идти дальше, просто пойти мимо?

В.Аверин

— Да, я же говорю, что я бы костры жег, если меня допустить, то костры бы запылали.

В.Маркин

— Ух, какой вы вопрос задали.

Т.Ларсен

— Или помолиться сейчас за эту девушку и вдруг до нее дойдет.

В.Маркин

— Ребята, я думаю, что замечаниями мы мир не улучшим, в лучшую сторону не сделаем. И мои наблюдения собственные мне об этом же самом говорят. Поэтому, думаю, что… а если это так, если это вдруг так, то зачем же его делать?

Т.Ларсен

— А как в этой ситуации? Вот конкретная ситуация, как в этой ситуации быть… находиться в этом духовном тонусе что ли? Потому что мы подумали об этой девушке, вроде как осудили ее – нехорошо, но с другой стороны бабушке надо помочь.

В.Маркин

— Ну, например, я такой бы совет дал, может быть на примере конкретном, Владимир там стоит, да, и видит эту ситуацию, в этот момент Владимиру стоит вспомнить о своей жизни, вспомнить не сидел ли он так и увлеченно не читал ли, что либо, и кто знает, сколько там вокруг стояло бабушек, дедушек и больных людей.

В.Аверин

— Бывало.

В.Маркин

— Бывало, и стоя здесь в метро как раз стоит об этом вспомнить, покаяться и подумать, как сделать так, чтобы так было реже, или не было больше еще в вашей жизни.

В.Аверин

— Но когда я сижу в этой ситуации, я себя непрерывно оправдываю тем, что у меня был тяжелый день, у меня отваливается спина, стоять я больше не могу.

Т.Ларсен

— А вдруг у этой девушки плоскостопие и ей тоже больно стоять.

В.Аверин

— Может быть.

В.Маркин

— Тоже может быть.

Т.Ларсен

— Хочу вернуться к тому, что Вы назвали мудростью, или смирением, в плане того, стоит ли делать какие-то долгосрочные планы, простите за тавтологию. У меня есть подруга, которая меня всегда просто потрясает и восхищает. Она зимой планирует летний отдых с ребенком, летом она покупает билеты на отдых уже на зимние каникулы новогодние. У нее хоть что происходи, она никогда из этих своих графиков не выбивается, у нее все расписано, весь год расписан наперед, куда они пойдут, какие музеи и выставки посетят, какими обязательно кружками должен в этот раз овладеть ребенок и… Она православная христианка и они живут достаточно глубоко воцерковленной жизнью, но меня просто потрясает всегда ее способность, как бы, ставить перед собой задачи и их реализовывать. И в то же время я – человек абсолютного хаоса, я никогда… то есть, я могу запланировать на эти выходные встретиться с друзьями и обязательно в последний день что-то такое произойдет, что изменит эти планы напрочь и глубоко. Я никогда в жизни ничего не могу запланировать заранее и даже, если я это делаю – все разваливается, я теряю деньги и прочее. Вот, это что такое? Это опять же просто у кого-то…

В.Аверин

— У каждого своя дорога.

Т.Ларсен

— Да, у каждого свой путь, или просто это какой-то дар, какое-то умение, которое можно в себе развить и освоить? Или просто она мудра, а я бестолковая?

В.Маркин

— Третий вариант сейчас обсудим, а первые два варианта, они друг друга не исключают. То есть, это и у каждого свой путь, и так, и так можно жить. А второй вопрос был – или это можно развить в себе – это точно можно развить в себе, я просто в этом уверен. Но Ваш вопрос, насколько я понимаю, он касается вот опять момента правды, а как правильно, так, или так?

Т.Ларсен

— Да, какой смысл планировать за полгода, если вообще неизвестно, что с тобой завтра будет.

В.Маркин

— Все-таки, ребята, в Евангелии четко сказано, давайте к слову прямо идти, к самой основе, не заботьтесь, Господь говорит: «Не заботьтесь о дне завтрашнем», – каждый день достоин своих забот. И вот слово «заботьтесь» – это не, не планируйте, это не, не думайте. Забота подразумевает конкретные действия, переживания, направление туда в ту точку…

В.Аверин

— Не живите будущим, живите сегодня?

В.Маркин

— Нет, не так надо понимать. Нельзя направлять свою силу и энергию мимо того, где ты живешь в чем ты живешь. Ведь самый важный день нашей жизни – это сегодня, все остальное абстракция. И мы делаем эту ошибку и Господь нас от нее оберегает – не заботься о завтрашнем дне, не направляй туда все свои мысли, чувства, чаяния, ты же живешь сейчас – делай сейчас главное. Поэтому это, я повторюсь, что это вопрос приоритета. И поэтому Ваша подруга, она планирует, она никак не нарушает эту заповедь Божью, Господь не запрещал нам планировать. Более того, можно привести пример из Ветхого и из Нового Завета, где Господь заботился не только о сегодняшнем дне. Так, раз сказал, надо примеры приводить, да?

Т.Ларсен

— Ну, классический пример – это Иосиф и семь точных лет…

В.Маркин

— Да, это Ветхий завет, а в Новом завете помните – насыщение 5 000 человек хлебами, эту историю в основном помнят люди, которые считают Евангелие, но там один момент, который никто не помнит, или мало кто помнит, и осталось… и по слову Божию собрали то, что осталось. А зачем собрали то? Не заботься если о завтрашнем…

Т.Ларсен

— На будущее.

В.Маркин

— Собрали на будущее, собрали, чтобы накормить в следующий раз. Пожалуйста, пример, что никак не противоречат эти слова нашему планированию, нашим каким-то естественным вещам – завтра, послезавтра. Вопрос о приоритете, о важности.

Т.Ларсен

— Как грамотно выстроить эти приоритеты, давайте попробуем выяснить буквально после короткой паузы. Оставайтесь с нами – это программа «Светлый вечер».

 

Т.Ларсен

— Вы слушаете программу «Светлый вечер». С вами Тутта Ларсен и Владимир Аверин.

В.Аверин

— Да, и мы продолжаем с нами настоятель Троицкой церкви в Коломне – протоиерей Вадим Маркин. И вот здесь я бы хотел к обобщению, мне нравится, во-первых, мне нравится обобщать, во-вторых, в последнее время довольно много, на другой своей работе, я посвятил обсуждению разнообразных пенсионных систем. И вот что любопытно, есть просто статистика. Статистика Западной Европы и статистика Российской Федерации. И там с младых ногтей человек действительно озабочен пенсионными накоплениями. Поэтому вот разнообразные пенсионные фонды, отчисления добровольные и не добровольные. И поиск самых выгодных систем – это нормально совершенно. У нас, сколько бы не опрашивали людей, для них, вот то что там они на пенсии будут получать, до, ну это когда десять лет остается, может быть уже начинают об этом думать, но в принципе – нет. И поэтому, можно, не знаю, можно замораживать пенсионные накопления, для молодого человека российского – это вообще какое-то, вот… этого не существует.

Т.Ларсен

— Опять же, хотелось дополнить бы, что действительно западное общество современное, оно все как раз живет в некотором вот этом будущем, которое для него вполне понятно, предопределено и достаточно прозрачно. Они все приблизительно представляют себе, как и где они будут учиться после школы и сколько это будет стоить. Они все приблизительно представляют себе, когда и какой они приобретут дом в ипотеку и сколько лет они будут ее выплачивать. Они все приблизительно представляют себе, как будет выглядеть их старость, когда они выйдут на пенсию и на что они будут тратить свои накопления. И в этом смысле, действительно мы являем собой абсолютно какую-то противоположную систему координат, в которой каждые десять лет мы все теряем, на все машем рукой, как мы шутим, как Феникс из пепла мы восстаем и продолжаем.

В.Аверин

— Да, но, понимаете, это же порождает и другое… отношение к сегодняшнему дню. Потому что когда происходят выборы какие-нибудь, то главные вопросы, которые задают будущим депутатам, президентам, министрам – это вопросы тоже там пенсионной системы, налогообложения…

Т.Ларсен

— Какой-то стабильности.

В.Аверин

— Банковского… опять же, то что государство может как-то регулировать, вот этого процента, предположим, ставки. Вот из-за этого бьются люди сегодня, потому что с этим связано и завтра. В нашей ситуации мы можем говорить о внешней политике, о каких-то заоблачных высотах, а какие будут налоги, а какая будет пенсионная система – это избиратель вообще в голову сегодня не берет, потому что он про это не думает в будущем. И это тоже что? Кто-то говорит, что это между прочим влияние православия как раз.

Т.Ларсен

— А может это и есть мудрость?

В.Аверин

— А может быть, да.

Т.Ларсен

— А они там дураки на западе, все деньгами меряют и все.

В.Маркин

— Вы знаете, Евангелие нам говорит о том, как мы должны жить. А вот сейчас вы и ваши примеры рассказывают о том, как мы живем. И в этом… поэтому не сходится, поэтому нет стыковки. Как раз в этом вопрос звучит: отец Вадим, а как состыковать? Ваш вопрос, как состыковать то, как у нас происходит с тем, что нас учит Христос.

В.Аверин

— Нет, а может быть вопрос звучит так: может быть мы уже живем так, как нас научили, а они ошибаются.

В.Маркин

— Нет, я боюсь, что здесь не так все просто, как может показаться.

В.Аверин

— Рано гордиться, да?

В.Маркин

— Да, рано гордиться и рано радоваться, что у нас все здорово и мы живем по слову Христа. Нет, конечно, то, что вы привели примеры, для меня, то, что вы привели примеры на Западе сложившиеся – это примеры о том, как нужно правильно планировать, как нужно правильно подходить к делу. По-моему мнению нам именно этому стоит поучиться у Запада и они молодцы в этом плане. Другое дело, что возникает проблема, что если то, о чем мы говорим сейчас, об этом моменте Запада, является ядром и главным в нашей жизни, тогда происходит величайшая трагедия – уходит главное. То есть, понимаете, давайте расставим все по-евангельски. Как Евангелие нам… как Христос нам предлагает. Итак, ищем прежде Царствия Божия, а вот «и остальное приложится вам» – ведь Господь же не говорит, что ищите Царство Божие, а ничего другого вам не надо. Он же ведь так не сказал, «а остальное приложится вам». А вот тот пример, который с Западом вы привели – это и есть комментарий к «остальное приложится вам». Вот так должно прикладываться, вот такие там должны быть усилия. Но количество усилий в эту сторону должно быть меньше, чем искания Царства Божия. И тут ваш вопрос, несколько вопросов, я как бы хотел объединить о чем вы… какой посыл вы даете, о чем вы спрашиваете – где та норма. Отец Вадим, подумать об одной рубашке это нормально? Нормально! А о двух? А о трех? Вы как бы справшиваете.

В.Аверин

— Да, а целый шкаф забитый туфлями.

В.Маркин

— Да, а целый шкаф, давайте установим норму. И тут интересный момент, мы не можем сейчас с вами в эфире сказать: господа, возьмите ручку, бумагу, запишите, пожалуйста, сейчас я вам скажу эту норму.

В.Аверин

— Норму потребления.

В.Маркин

— В рублях, в долларах, в рубашках. Нет, эта норма не спускается нам сверху. Сверху нам спускается предложение искать Царствие Божьего и правды Его, то есть смысла, истины и смотреть, как оно будет прилагаться. Я думаю, что вот это «приложится вам», у каждого даже может быть по-разному. То есть, у одного одна рубашка, у другого три – это нормально, но пять – это много, а у кого-то и пять, но десять много, ну, то есть, по разности положения и так далее, физического я имею в виду. То есть, это будет само устанавливаться, этой нормы нет. Но есть норма – искать Бога и правды Его и Царствия в себе.

Т.Ларсен

— Но а как все-таки, возвращаясь к пословице «Человек предполагает, а Бог располагает», как тогда человеку принять и то, что все идет не тем образом, который он себе запланировал. Вот мы искали, старались, стяжали Царствие Божье, мы построили какие-то планы, а у нас что-то такое случилось, кто-то умер, не дай Бог, конечно, или, ну просто что-то пошло совершенно не так.

В.Аверин

— Или опять поменяли пенсионную систему.

Т.Ларсен

— Да, или очередной кризис в стране, или не знаю, ребенок заболел.

В.Маркин

— Как нам себя вести в этой ситуации?

Т.Ларсен

— Да.

В.Маркин

— Вести мудро.

Т.Ларсен

— Но мы же мудро строили планы. Мы вроде все правильно сделали.

В.Маркин

— Строили мудро и тут пришла реальная ситуация, наступило это самое сегодня и поменяли пенсионную систему, к примеру. Как нам поступить – мудро поступить – сегодня принимать это действие, как реальность и в нем принимать идеальное решение, как его проходить.

Т.Ларсен

— А что такое идеальное решение, давайте поговорим. Это решение, которое максимально, ну как бы из серии – с паршивой овцы хоть шерсти клок, то есть, да, ситуация совершенно из ряда вот выходящая, но есть маленький плюс, вот он такой-то. Или, ну как, где это?

В.Маркин

— Ну, как-то вот так, как Вы сказали, Да.

В.Аверин

— Нет, подождите, или это тоже ведет к социальной апатии совершенной. Пусть со мной творят все, что угодно, а я это буду принимать, как по Станиславскому, я буду оправдывать обстоятельства внешние, мудро, а они пусть делают, что… они будут воровать, они, не знаю, там, заниматься только собой, а я буду сидеть смиренно и мудро все это принимать.

В.Маркин

— Нет, мудрость подразумевает активность, более того – это мужество. Это не апатия ни в коем случае и не опускание рук. Принимать мудрое решение на все случаи жизни, которые с нами происходят – это, конечно, сверхактивная позиция, сверхответственная позиция.

В.Аверин

— Знаете, вот опять же, случай из моей жизни, я до сих пор не знаю, то есть, я знаю, что я поступил неправильно, но я пытаюсь найти себе оправдание, чтобы как-то… ну, может быть, неправильно, но не до такой же степени. Мы переезжали, не так давно, мы с женой поменяли жилье. И в процессе этого переезда, естественно….

В.Маркин

— Надеюсь лучшее на худшее?

В.Аверин

— В лучшие условия переезжали, наняли машину по телефону с грузчиками, нормальные такие ребята, один явно бывший уголовник по виду. И вот они как-то так лихо таскали наши вещи, когда все перетаскали, уже въехали, выяснилось, что как у Аркадия Исааковича Райкина, часть вещей уже вынесли, часть вещей уже украли. Некоторое количество, моих причем носильных вещей не нашлись после… включая новую куртку зимнюю, любовно приобретенную, какие-то там штаны, что-то еще. И вот встал вопрос, либо разыскивать этих самых людей, но опять же, доказательств нет, потому что, ну как…я даже понимаю механизм, пока этот лифт ехал, там, где-то оставили у мусоропровода, потом забрали – я все понимаю, доказать ничего не могу. С другой стороны и куртка была, может быть, такая, что я хочу-хочу…

Т.Ларсен

— Не больно то и хотелось.

В.Аверин

— Дежурная такая, ну надо было что-нибудь тепленькое на зиму, ну вот купил. Потом я понимаю, что для меня это не… к счастью, так сложилась моя жизнь к сегодняшнему дню, что для меня – это не трагическая потеря, то есть, я в состоянии купить себе другую куртку. Я в общем, себе живо представляю себе биографию того человека, которого я видел, я долго живу и много сталкивался с людьми. И я понимаю, что ему, на самом деле в этой ситуации теплая куртка в конце осени гораздо нужнее, чем мне. И мне с одной стороны, все мои коллеги говорят: «Ты дурак вообще, хотя бы надо поставить в известность работодателя», – а мне…

Т.Ларсен

— Лень.

В.Аверин

— С одной стороны лень, с другой стороны, я не хочу опять каких-то выяснений, скандалов, у меня и так нервотрепки хватает в жизни в связи с моей работой.

В.Маркин

— То есть, Вы взвесили и решили, что Вам не выгодно…

В.Аверин

— Да, и мы с Ирой просто так сидя как-то обсуждая это, сказали: «Да, пусть это будет самое больше несчастье в нашей жизни, а может быть ему это принесет какое-никакое счастье». И вот опять…

Т.Ларсен

— А почему тогда ты говоришь, что ты неправильно поступил? Тебе же хорошо, от этого решения?

В.Аверин

— Да, но тем самым я поставил под удар других потенциальных клиентов этой конторы, к которым приедет этот самый грузчик, можно было это зло пресечь, наверное, или хотя бы его оттуда бы уволили.

В.Маркин

— Ну, он украдет и в другом месте, вряд ли Вы мир улучшите этим действием, кстати сказать. Вы знаете, если вдруг, вы не читали житие Макария Великого.

В.Аверин

— Не читал.

В.Маркин

— Отлично. Отлично в конкретной ситуации.

В.Аверин

— Вам еще многое предстоит открыть, Владимир.

В.Маркин

— К нему пришли грабители и стали грабить его келью, как думаете, что он сделал?

Т.Ларсен

— Вышел и стал за них молиться.

В.Аверин

— Вытащил из тайника что-нибудь им предложил?

В.Маркин

— Да, он стал им помогать. А когда пришли – за ними погоня, он указал в другую сторону, чем в ту, в которую они пошли. Так вспомнилось. Поэтому, ну знаете, опять не хотелось бы устанавливать нормы, что в этом случае вы должны поступить таким образом. Я могу сказать мою оценку – Вы поступили достаточно разумно, но не идеально.

В.Аверин

— Не мудро.

Т.Ларсен

— А как?

В.Маркин

— Я помягче слово применил. Не мудро, потому что Вы не полностью к себе во спасение восприняли, случившееся с Вами. То есть Вы все-таки, если сказать по простому, не пошли выяснять отношения, потому что… исходя из времени, из нервов и так далее, но не потому, что Вы…

В.Аверин

— Я сказал отчасти.

В.Маркин

— Да, там тонкий момент, Вы могли что-то недосказать, но я из слов их самих беру. Если бы Вы простили от всего сердца, если бы Вы порадовались за то, что он теперь в теплой куртке – было бы еще лучше.

В.Аверин

— Нет, клянусь вам, во мне нет…

Т.Ларсен

— Досады нет, жаба не душит.

В.Аверин

— Досады и жажды мести.

В.Маркин

— Да, это я увидел.

В.Аверин

— Скорее изумление, то есть, я всякий раз изумляюсь, когда люди вот там что-нибудь воруют.

В.Маркин

— Ну да, странно, куртка.

В.Аверин

— Странно, почему они это делают, ну…

Т.Ларсен

— Знаешь, у меня была похожая история, тоже, у меня исчезли в доме очень дорогие наручные часы.

В.Маркин

— Часы, и у Вас часы.

Т.Ларсен

— Часы, да, любимые вообще. Я вообще барахольщица страшная. И ходила я страдала и как бы грешила на людей, которые в доме работают и думала, что, наверное, кто-то может быть унес. И одна часть меня говорила: ну и на здоровье, значит им нужнее, чем мне. А другая часть говорила: не, ну они все-таки такие классные, какие же они классные, как же жалко, что… Ну в общем тоже я не до конца отпустила эту ситуацию, кому-то я жаловалась, кому-то я высказывала свои предположения о том, что возможно…

В.Маркин

— И сейчас возвращаетесь к этой теме.

Т.Ларсен

— Да, но я потом их нашла. Я сама их засунула, Бог знает, как всегда, чтобы не потерять. Я засунула их так далеко, что забыла и потеряла. И как же мне было стыдно, полгода спустя, что я вообще подумала…

В.Аверин

— Подозревала кого-то.

Т.Ларсен

— Подозревала кого-то и слава Богу, что я вообще не пустила, не озвучила это и никоим образом не вынесла наружу. И мне было так стыдно, во-первых, что я чуть не оговорила человека, а во-вторых, как я за них все равно цеплялась, я полгода, одна моя часть говорила: ну хорошо, ну это же всего лишь железка, ок, все, значит, раз так случилось, значит ей это нужнее, чем мне сейчас. А другая моя часть никак не могла с этим смириться.

В.Маркин

— Ну, смотрите, сколько доброго всего произошло. Первое Вы сами назвали – как я привязана к этой железке. Но кроме того Господь еще и показал, какие у Вас внутренние реальные чувства к человеку, о котором Вы так подумали, да, то есть там масса червоточин и с этим надо в себе разбираться. А у меня, кстати, вопрос, Вы после того, как нашли, Вы хоть раз одели эти часы, или нет?

Т.Ларсен

— Да, я потом их носила.

В.Аверин

— Плохо Вы ее знаете.

Т.Ларсен

— Да вы что, там вся семья радовалась. Но скажу честно, что человек, на которого я думала, был несколько раз уличен во лжи мелких таких, на врушка была такая, правда, и поэтому я подозревала ее в большем зле и слава Богу, что она его не сотворила. Ох, вот ты Володь все обобщаешь, а я наоборот все субъективирую.

В.Аверин

— Поэтому нас с тобой и держат много лет в паре.

В.Маркин

— Взаимное дополнение происходит друг друга.

 

Т.Ларсен

— Вы слушаете программу «Светлый вечер». Продолжаем наш разговор с протоиереем Вадимом Маркиным. Есть такое понятие в нашей жизни, как упование на Бога. Вот опять же, как человеку выстроить какое-то правильное упование на Бога в своей жизни, да, потому что… Я не знаю, опять же, бывает там какая-то бытовая проблема, там люди покупают квартиру и вот у них там встало дело и не идет, или какому-то человеку очень хочется машину и никак он не может найти именно то, за ту цену и так далее. И тогда он начинает молиться и об этом просить – это и есть упование на Бога, или он наоборот должен…

В.Аверин

— Слушайте, ну зачем Бога беспокоить машиной?

Т.Ларсен

— Ну, а у него четверо детей, для него всех развозить по кружкам и живет он загородом.

В.Маркин

— Нет, меня не смущает сам факт, что человек прошения к Богу обращает, в том числе и с машиной, в конце концов, «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – молитва Господня, главная молитва – это то просьба о насущном сегодня.

В.Аверин

— Но не с маслом же, хлеб.

В.Маркин

— Ну не с маслом.

В.Аверин

— Ну, необходимое.

Т.Ларсен

— А кому-то может не хватает витамина А.

В.Маркин

— Мы сейчас перейдем к вопросу, является ли машина необходимым, или нет. Боюсь, что уже является в большинстве случаев.

В.Аверин

— Майбах.

Т.Ларсен

— Да, но здесь вот вопрос действительно, какие все-таки свои упования стоит на Бога возлагать.

В.Аверин

— А где сам не плошай.

Т.Ларсен

— Да, а где просто подкопи и купи, или… заработай.

В.Маркин

— Мне кажется, что здесь все-таки более глубоко нужно смотреть, чем Вы привели пример. Дело в том, что как правильно относиться – это принять… Волю Божью принять. Идеально, без раздражения, или с вариациями в эту сторону. Ну, Вы привели пример с машиной, или с квартирой, то есть, что значить упование, Вы задаете вопрос – мы делаем все, что мы можем в этом направлении, используя наши знания, ну и все остальные системы, какие есть, но готовы мы на то, что Господь нам даст. И когда у нас не получается переехать в новую квартиру, то не бушевать, не вести себя безумно в этом мире, разменивая часть своей души, теряя часть своей жизни, бывает и здоровья, а бывает, вообще всю жизнь люди теряют свою собственную, из-за ничего, вот не так поступать, а поступать глубоко, возвращаясь к той поговорке, а Господь располагает. Господь расположил сейчас вот так, делаем из этого плюсы.

Т.Ларсен

— Получается, что… ну, уместно вообще человеку в своих таких достаточно земных планах, что ли, молиться и просить о каких-то конкретных, реализации каких-то конкретных, ну, грубо говоря, проектов, или просто можно свое упование выражать так – пусть будет, как Ты Господь считаешь нужным, а как мне полезно, ну если мне полезна машина новая, то пусть придет.

В.Маркин

— Просить уместно, но сама просьба в молитве должна быть правильная, а правильная молитва, она содержит прославление Бога и правильная молитва всегда содержит мысль – да будет воля Твоя. Поэтому, мы просим, чтобы улучшились наши жизненные условия, если на то будет Твоя святая воля. Вот правильное отношение к ситуации.

В.Аверин

— Еще один момент, поскольку все равно, когда мы говорим о планировании, о будущем, о том, что мы как-то выстраиваем завтрашний день – это все равно, так, или иначе, чаще всего, о материальном. Все-таки о материальном. И здесь каждый человек, я думаю, встает тоже перед проблемой выбора между необходимым – действительно хлеб, или хлеб с маслом, или с маслом, да еще и с икоркой, например.

В.Маркин

— Икра может быть разная.

В.Аверин

— Да, икра может быть разная. И тоже, поскольку мы живем в мире, который уже теперь един и мы довольно много знаем, для всех уже не вопрос понятие протестантская этика, когда действительно преумножение за счет дела, не за счет воровства, вот я делаю, прибыль и это богоугодно и это дар Божий. Поэтому я развиваю бизнес – это богоугодное дело. И с другой стороны другой полюс, когда и раздай все…

Т.Ларсен

— Имение свое раздай и следуй за Мной.

В.Аверин

— Гол и бос, собственно иди за мной, и это другой полюс. И как сегодня, когда я, с одной стороны, я очень бы хотел, считать себя частью православной церкви, скажем так, очень бы хотел. С другой стороны, есть какие-то вещи, которые тоже в мире существуют, которые мне, в общем, нравятся. Потому что тоже же преумножение богатства, я еще раз скажу, не за счет обмана, воровства, за счет деятельности…

В.Маркин

— Да, делового подхода.

В.Аверин

— Я продуктивно работаю и за это мне Господь посылает это преумножение и богатство в том числе и как это совместить, все равно не понимаю.

В.Маркин

— Вы сейчас привели пример из Священного писания, но мне вспомнилось послание к Коринфянам апостола Павла, там есть известные строки о том, что даже, если ты раздашь свое имение, а любви не имеешь, то не будет тебе от этого никакой пользы. Поэтому я хочу все-таки сказать, что Вы привели примеры внешнего поведения – я раздал, я не раздал, я преумножил – это внешние вещи. Вопрос, что за этим стоит. Ты взял и раздал и ты весь нищий убогий и в прямом смысле не думаешь о завтра, потому что у тебя нет в загашнике вообще ничего и не лежит на карточке и так далее, и ты уверен, что ты живешь по Евангелию…

В.Аверин

— И считаешь, что тебе все должны при этом.

В.Маркин

— И считаешь, что тебе все должны.

В.Аверин

— А теперь помогайте мне все, давайте.

В.Маркин

— Так апостол Павел сказал, нет тебе от этого никакой пользы, если любви не имеешь. И наоборот, обратная картина. Поэтому Господь не будет определять суд над нами по тому, какие действия вы сделали. Так, Владимир, раздал, или не раздал? Не раздал – налево. Понимаете, да?

В.Аверин

— Да.

В.Маркин

— Что вами руководило, как вы жили по правде Божьей, как вы искали Царствия Божьего. И формы, это может быть странным покажется, они будут разные у каждых людей. В Евангелии мы читаем, как люди служили Христу имением своим. То есть они служили Христу богатством, и они были богаты – я сейчас говорю о святых женах мироносицах, да, там, о великих именах святых людей. Поэтому, никогда в Евангелии не проводилась мысль, что нищий и убогий, значит…

Т.Ларсен

— Ну, что он по умолчанию наследует Царствие небесное.

В.Маркин

— Это очень опасный путь, это путь осуждения, но об этом еще святитель Филарет говорил, вы знаете, мы сейчас такие умные с вами речи ведем, XXI век, и мы думаем, что сейчас мы…

Т.Ларсен

— Открыли.

В.Аверин

— А все уже написано до нас.

В.Маркин

— Ребята, я сейчас мыслю вслух, хочу сказать, то, о чем мы говорим, можно читать в XIX веке у святителя Филарета, он как раз пишет, что не думайте, что Господь… я почти цитирую, но не точную цитату говорю, но по мысли точно говорю – не думайте, что Господь призвал всех уйти в пещеры, оставить в этом мире все и тем самым вы угодите Богу. Да нет же, говорит святитель Филарет, Господь призывает каждого из нас отдать жизнь Богу, прежде всего искать Царствия Божия и правды Его, а остальное будет прилагаться, так, как будет прилагаться Господом.

Т.Ларсен

— Вы сказали о том, что единственное о чем по-настоящему стоит заботиться – это день сегодняшний, потому что завтрашний день – это абстракция, но ведь и вчерашний день – это уже некое воспоминание.

В.Аверин

— Да, блаженный Августин, есть настоящее, прошлое настоящим и будущее настоящим.

Т.Ларсен

— Вот это интересно, да, потому что, ведь есть в Евангелии еще и такие слова о том, что оставьте мертвым хоронить мертвых и следуйте за мной. И ведь очень часто для православного христианина сложно не только выстроить планы на будущее, но и как-то определить свое отношение к прошлому. Имеет ли вот эта фраза про мертвым хоронить мертвых отношение к нашей сегодняшней теме, как Вы думаете? Как бы забота о прошлом, о какой-то… о сохранении, не знаю, своей истории, личной семейной, даже тех же материальных ценностей, которые от бабушек приходят, очень часто люди из-за наследства очень сильно ругаются, дерутся.

В.Маркин

— Конечно имеет, и здесь, знаете, ну надо еще понимать, как люди погребались, когда они умирали в то время, когда мы говорим, евангельское. В тот же день хоронили то. Поэтому не надо представлять, что подошел человек ко Христу и лежит мой отец во гробу, мне сейчас нужно процессию сделать, его закопать, слезы лить, а Господь говорит – да брось ты своего отца, пойдем со мной. Часто очень так воспринимают. Да нет, отец то уже давно погребен. То есть, это скорбь, и это связь с прошлым, понимаете, которая в сыне, вот что его держит, чтобы не последовать за Христом и Христос говорит: Оставь мертвым погребать своих мертвецов.

В.Аверин

— Ну вот да, здесь же опять вопрос мотивации. Люди либо подчиняют свою сегодняшнюю жизнь прошлому, и иногда это по-человечески понятно, но все равно довольно странно, мама моего трагически погибшего приятеля, довольно молодая женщина, это было много лет назад, он был моложе меня, она чуть старше, может быть, ранний ребенок, и она правда, она всю свою дальнейшую жизнь подчинила просто…

Т.Ларсен

— Памяти.

В.Аверин

— Подчинила памяти, она от себя отреклась, она занималась исключительно организацией его выставок, причем, уже когда to much, когда перебор, когда уже понятно, что это излишне, и отказать ей… и в итоге, как-то к стыду, может быть, своему, мы все практически отдалились, потому что, ну невозможно… потому что это патология. Вот что тогда. Нельзя уже до такой степени. И когда ты говоришь о сохранении – это не забыть историю, или там не сохранять вещи от бабушки, но нельзя тоже жить ради исключительно вот этих там, как Кощей над златом.

Т.Ларсен

— Да, потому что с одной стороны мы можем строить планы и слишком сильно погружаться в перспективу, а с другой стороны мы можем остаться в прошлом и слишком далеко уйти в ретроспективу, а сегодняшний день опять же сам о себе, получается, не заботится в нашей жизни.

В.Аверин

— То есть, мы не живем сегодня ради того, чтобы какие-то… я сейчас приведу дурной совершенно пример, но вот если есть там семейная реликвия, а у тебя сегодня умирает ребенок от голода, или потому что ему нужно лечение, ну мы не в коем случае ее не продадим, потому что это так важно, но будем лить слезы, потому что умирает. Ну это же бред совершенный, все равно есть здесь, сейчас, насущная потребность, иногда она перевешивает все необходимости что-то там хранить.

Т.Ларсен

В.Маркин

— Вы знаете, я еще в связи с этим хочу такой ракурс сказать, получается, что в эти словах, которые мы сегодня обсуждаем так широко и по возможности глубоко, мы видим, что Господь призывает нас к бою сегодня. Понимаете, вчера мы можем там об этом размышлять, философствовать. Завтра мы можем планировать, но бой происходит сегодня. Когда я вас слушал, я сам себе сейчас задал вопрос, может быть очень неожиданный. Знаете о чем я сейчас думал лихорадочно – а что, где я сегодня проиграл, то есть, где я во внутреннем бое, я могу какие-то вещи и не увидеть, и возможно более крупные мои грехи и преступления были, но из того, что я вспомнил сейчас, 30 секунд сконцентрировавшись, кстати, пока я буду говорить, пожалуйста, вы тоже себе задайте этот вопрос.

В.Аверин

— Уже.

В.Маркин

— Мне интересно, вы найдете. И я подумал, я не завтракал утром и поэтому ел только недавно, к обеду, и соответственно есть сильно хотел и я примерно знаю, сколько надо, чтобы нормально поесть, а съел я раза в два, наверное, больше, ну так, с налету, с перелету, знаете. Это было поражение – внутреннее, духовное. Ну, кто-то может сказать, тоже мне поражение, отец Вадим, разве это грех? Кто-то наоборот скажет, ну, отец Вадим, что же вы обжираетесь, как свинья? У всех разные оценки, но я рассказываю, как есть. Понимаете, вот сегодняшний день – это бой, дай Бог, чтобы это было самым большим моим грехом сегодняшнего дня, но вообще-то он еще продолжается, да.

В.Аверин

— Еще успеем.

В.Маркин

— Да, еще… И вот Господь мне говорит – будь в бою, держись главного, не уходи от этого главного, держи этот бой каждый день.

Т.Ларсен

— За правду.

В.Аверин

— Ой, мы бы с удовольствием ответили на Ваш вопрос, но время программы истекло, поэтому…

Т.Ларсен

— Мы вам не расскажем в чем мы с Володей сегодня проиграли, потому что нам стыдно.

В.Аверин

— Но вопрос адресуем и всем, кто нас слушает.

В.Маркин

— Да, всем нашим слушателям отнесем этот вопрос.

Т.Ларсен

— Сегодня у нас в гостях был настоятель Троицкой церкви в Коломне. Протоиерей Вадим Маркин. Всем светлого вечера!

В.Аверин

— Спасибо!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (14 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Loading...