Если бы нам удалось перенестись в тысяча девятьсот тридцать третий год и заглянуть в один из зимних вечеров в Хельсинский Дом художников, мы непременно бы застали финскую писательницу и художницу Туве Янссон за рабочим письменным столом. Её стремительный карандаш летал над листом бумаги, обрисовывая маленькие ушки, круглый животик и прочие характерные черты известного сегодня всему миру сказочного героя — Муми-Тролля. Сколько образов, персонажей, различных творческих идей родилось в этом удивительном месте — настоящем родном доме для творческих людей, созданном благодаря богатому купцу и меценату Юхо Лаллукка. Юхо горячо любил искусство и был уверен: для того, чтобы талантливые люди могли спокойно творить, необходимо освободить их от забот по поиску жилья и пропитания. Одной короткой и ёмкой фразой Лаллукка отвечал на просьбу профинансировать очередной важный культурный проект: «Я плачу!».
Юхо родился в бедной крестьянской семье и начал свою деятельность с простого сельского торговца в родном селе Ряйсяля Выборгской губернии (теперь оно называется Мельниково). Затем Лаллукка переехал в город Кякисалми (в настоящее время — Приозерск). С помощью предпринимательского таланта Юхо сумел разбогатеть и стать уважаемым купцом. Его жена Мария была верной помощницей и надёжной опорой своему деятельному мужу. Юхо во всём доверял супруге и часто советовался с ней. Как христиане супруги Лаллукка понимали, что богатство им было даровано от Бога и щедро делились с ближними полученными дарами.
В тысяча восемьсот семьдесят девятом году Лаллукка участвовал в создании добровольной пожарной дружины Кякисалми, которая стала своеобразным центром общественной жизни города. При дружине действовали библиотека и оркестр, проводивший весёлые и красочные выступления в праздничные и выходные дни. Дружина существовала на пожертвования кякисалмских купцов.
В тысяча восемьсот девяностом году Юхо Лаллукка с семьёй переселился в Выборг, где основал оптовую фирму по торговле зерном, кофе и прочими товарами. Компания Лаллукки быстро развивалась, со временем она стала одной из самых крупных в Выборге. Юхо был известен не только как успешный и влиятельный купец, но и как видный выборгский меценат, много жертвовавший на просвещение. Сам он не имел возможности в детстве получить образование, поэтому хотел, чтобы могли учиться его одарённые земляки. По инициативе предпринимателя в тысяча девятьсот восьмом году открылось народное училище на его родине — в Ряйсяля. Щедрый купец основал и возглавил Общество поддержки торговли и промышленности «Памаус», выплачивавшее стипендии талантливым неимущим молодым людям, желавшим получить высшее образование. «Памаус» существует и в настоящее время в Хельсинки, при нём функционируют два благотворительных фонда имени Юхо Лаллукки. Больше всего Лаллукка жертвовал на культуру: существенную помощь он оказывал городскому драматическому театру и оркестру Выборга. Юхо активно покровительствовал художникам и скульпторам, финансировал музыкальные проекты и щедро жертвовал на Выборгское землячество. По его инициативе был выстроен Дом художников в Хельсинки.
В своём завещании Юхо Лаллукка назначил свою жену Марию управляющей предприятием. Госпожа Лаллукка, как и супруг, духовное богатство ценила выше материального. Мария помогала церквям Выборгской губернии. На её деньги была построена городская библиотека в Выборге по проекту талантливого финского архитектора Аалто.
Жители Выборга по достоинству оценили заслуги супругов Лаллукка перед городом: одна из выборгских улиц была названа в их честь. А двадцать третьего ноября две тысячи тринадцатого года в Выборге торжественно открылась отреставрированная библиотека имени Юхо и Марии Лаллукка.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение