«Если бы можно было так устроить мир, чтобы все всегда делали друг другу что-нибудь хорошее», - мечтал детский писатель и один из лучших педагогов 20-ого века Януш Корчак. Он не только мечтал, он действовал, делая всё, что в силах сделать взрослый человек для детей.
Генрик Гольдшмит – это настоящее имя Корчака, родился в Варшаве в семье адвоката. Мальчику исполнилось 11 лет, когда умер его отец. Нужно было зарабатывать на жизнь, и Генрик стал репетитором, а после окончания гимназии поступил в университет на медицинский факультет. Именно тогда и появился писатель Януш Корчак. Под этим именем Генрик печатал в журналах свои первые рассказы.
В 1904 году Корчак начал работать в детской больнице. Насмотревшись на страдания малышей из бедных семей, он стал думать о том, что можно сделать для того, чтобы не было грязных, оборванных и голодных ребятишек. Вскоре вся Варшава заговорила о гуманном докторе – «докторе бедняков», как прозвали Корчака за то, что неимущих он лечил бесплатно и отдавал им почти все свои деньги на лекарства.
Вскоре Януш стал членом правления общества «Помощь сиротам» и решил создать детский дом. Сам разработал проект здания, подключил к проекту богатых филантропов, контролировал строительство. «Дом Сирот» Корчака открылся в 1911 году. Януш стал его директором, поставив спонсорам условие: они не будут вмешиваться в воспитательный процесс. Уже вскоре «Дом сирот» называли «гордостью Польши». Это было настоящее детское государство со своим правительством, министерствами, газетой, товарищеским судом. Корчак пару раз сам подал на себя в этот суд. Один раз за то, что вспылив, обидел ребёнка, в другой за то, что заподозрил девочку в воровстве, которого она не совершала. И ребята в первом случае оправдали своего «Пана доктора», а во втором вынесли ему порицание.
Работу Корчака прервала Первая Мировая война. Януш ушёл на фронт, а вернувшись открыл в Варшаве ещё один приют - «Наш дом». Здесь жили дети политических заключённых. Это были настоящие польские гавроши, найти с ними общий язык оказалось очень непросто, но Корчак сумел сделать детей своими союзниками. Помогла трудотерапия. Воспитанники сами наводили порядок в комнатах, убирали двор, помогали на кухне, работали в мастерских. За хорошую работу получали премии. Корчак считал, что только заработав деньги своим трудом, ребёнок научится ценить их.
Чтобы дети могли отдыхать летом, Корчак с помощью одного из варшавских
богачей, построил за городом виллу. У воспитанников было своё знамя зелёного цвета – цвета надежды. И когда летом они выезжали на виллу, варшавяне, завидев зелёное полотнище, говорили: «Идут дети Корчака».
«Прибежищем добра и света» называли в Польше приюты «Наш дом» и «Дом Сирот». Один из воспитанников последнего, уже став взрослым, писал своему учителю: «Если бы не этот дом, не знал бы я, что существуют в мире добрые и честные люди. Не знал бы, что есть в мире справедливость». Кстати, сам Корчак жил вместе с ребятами в «Доме сирот» в комнатке на чердаке. Здесь были написаны необыкновенные детские повести: «Король Матиуш Первый», «Матиуш на необитаемом острове», «Когда я снова стану маленьким». Многие состоятельные поляки, влюблённые в произведения Корчака, делали крупные пожертвования его приютам.
В 1942 году вместе со своими воспитанниками Корчак оказался в немецком лагере смерти Треблинка. Мог уехать, спастись - друзья сделали ему фальшивые документы. Но старый доктор отверг такой шанс на жизнь, сказав: «Не оставишь своего ребёнка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?». Корчак погиб вместе с детьми. Говорят, что он до последней секунды рассказывал им сказки. На месте гибели учителя и его учеников стоит простой, строгий камень. И слова на нём написаны простые, строгие, единственно уместные: «Януш Корчак и дети».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.