Ежегодно 30 ноября во многих странах отмечается Всемирный день домашних животных. Идея об учреждении данного праздника возникла на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции в 1931 году.
Люди часто заводят домашних животных - в деревнях это могло иметь чисто практический смысл, кошки ловили мышей, собаки стерегли дома, но в городе это что-то другое. И мы даже знаем, что - тоска по утраченному раю, где все творения Божии пребывали в гармонии.
Для христианина человек включен в великую гармонию бытия, венчает собою величественную симфонию Божьего творения, находится в органическом единстве со всем тварным миром; верующий человек переживает свое глубокое родство с прочим Божиим творением. Грех низверг человека с первозданной высоты, сделал грешника враждебным Богу, ближнему, самому себе - и всему сотворенному миру. Мы живем в падшем мире, где природа является предметом нещадной эксплуатации, охотник входит в лес, чтобы убить (или быть убитым), а животные рассматриваются как источник мяса - или, реже, источник опасности. Многие из нас уже привыкли к этому и не мыслят другого положения дел. Но в Житиях Святых мы находим примеры того, как для подвижников веры даже дикие животные и страшные хищники становились домашними - потому что святые вновь приобретали ту власть над творением, которая была у первозданного Адама.
Вот, например, фрагмент жития преподобного Сергия отшельника:
“Во время пребывания его на Синае эконом приставил его
смотреть за лошаками. Однажды он шел с ними, – и вот лев за-
лег па пути. Увидали льва лошаки и их погонщики и, объятые
ужасом, разбежались.”
Как же разрешится этот конфликт? Мы уже привычно ожидаем насилия, кровопролития, схватки героя со страшным хищником, клыков, раздирающих плоть человека или клинков, вонзающихся в тело зверя - но видим другое:
“Тогда авва Сергий, взяв из своей сумы один хлеб, подошел ко
льву и говорит ему:
– Прими благословение отцов и уйди с дороги, чтобы пройти
нам.
Лев взял хлеб и удалился”
Бог оставил нам свидетельства того, что отношения человека с тварным миром могут
быть - и должны быть - совсем не такими, как сейчас. Человек создан, чтобы “возделывать и хранить” мироздание, он поставлен главою над животными, он нарекает им имена. Проблески этого должного, райского состояния вещей мы и видим в домашних животных - например, в коте, который с доверием запрыгивает человеку на колени.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.