У Марка Твена есть весьма язвительный рассказ. Он написан на тему известной сентиментальной истории о том, как некий сердобольный доктор вылечил бездомную собаку, и на следующий день та привела к нему еще одну больную собаку. Доведя сюжет до абсурда, Марк Твен предположил, что собаки приводили все новых в геометрической прогрессии: на третий день двое привели четверых, потом пришло шестнадцать и так далее, и в конце концов доктору пришлось спасаться бегством от огромной стаи бродячих псов… Для меня в этом рассказе слышна нота трезвомыслия: как бы мы ни жалели бродячих собак и кошек, зачастую помочь им, взять их к себе домой, лечить и кормить, многие из нас не в состоянии. Трезвомыслие – это добродетель, и она совершенно необходимое звено в известной формуле «мы в ответственности за тех, кого приручили». Я знаю многих настоящих подвижников, посвятивших свою жизнь спасению бродячих животных, в тяжелейших условиях современного мира, беспощадного к слабым, создающих приюты и спасающих немало четвероногих бродяг. И у этих людей трезвомыслие – одна из основных черт личности, ведь на одной только сентиментальности доброго дела не построишь.
Как же быть нам, с удовольствием разглядывающим фотографии котиков в инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), но на деле не имеющим возможности привести в свою малогабаритную квартирку брошенного уличного Мурзика или Барбоса? Во-первых, мы можем помочь им иначе: небольшой суммой своих денег, вложенных в фонд одного из приютов, перепостом в своем блоге информации о брошенных животных, добрым словом, памятованием о том, что милосердное отношение к бессловесным тварям, которому мы научим своих детей, поможет им научиться и любви к людям. А во-вторых, мы можем многому научиться у животных. Вспоминаю одного бродячего пса, который обретался в окрестностях нашего многоэтажного дома, деликатность и благодарность, с которой он принимал нечастые угощения от жильцов, терпение и благодушие, с которыми он переносил тяготы своей бродячей жизни, от которых иной человек давно бы уже отчаялся. Смирение, преданность, умение благодарить за малое, умение радоваться жизни - всему этому нам было бы не грех поучиться у малых сих, всему тому, что нам так необходимо, но что мы почему-то утратили.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.