«Все мы под Богом ходим» — выражение насколько заезженное, настолько же странное. Его привыкли воспринимать как символ благочестия и даже богобоязненности. То есть, чего-то, с христианской точки зрения, очень хорошего. Дескать, все проблемы решатся, не волнуйся, — ведь все мы под Богом ходим. Или: не делай этого, этого же грех, а Господь все видит — ведь все мы под Богом ходим.
А мне вот лично это выражение кажется не совсем христианским. Во-первых, под Богом ходят не только верующие, но и, например, атеисты. Это то же самое, что ходить под солнцем. В том, что мы под ним ходим, нет никакой нашей заслуги. Это не результат нашего духовного усилия. А значит, наши отношения с Богом тут не причем.
А во-вторых — и это главное — «под Богом» — в каком-то смысле означает «отдельно от Бога». То есть, есть я, в границах своего тела, — и надо мной есть Бог. Мы с ним не связаны, но мы как будто просто взаимодействуем. Я могу у него о чем-то просить, чего-то требовать, могу даже благодарить и поклоняться ему, слушать его и хотеть узнать его волю. Но я все равно остаюсь как бы отдельно от Него. И получается, что я, верующий церковный человек, не достигаю главной цели христианской жизни — стать к Богу ближе. Я под Богом — ¬но не с Богом и не в Боге. А это уже, насколько я могу судить, очень далеко от христианского миропонимания.
Помню, в одной книге про Иисусову молитву меня в свое время буквально перевернула одна мысль. Привожу дословную цитату: «Мы не знаем даже, как молиться, а если и молимся, то молимся — не сами. Никто не может молиться иначе, как только Духом Святым, молитва есть не что иное, как действие в душе человека его Творца — за этим Бог послал в сердца наши Духа, молитвенно вопиющего из наших сердечных недр». Конец цитаты. Как же это точно сказано! Ведь и вправду — все светские разговоры о том, что Бог — внутри каждого из нас — это же как раз об этом.
И это очень близко к тому, о чем в послании к Галатам сказал апостол Павел: «отныне живу не я, но живет во мне Христос». Ключевые слова для меня здесь — «во мне». Это суть мироощущения христианина. И это совсем непохоже на то, чтобы просто ходить «под Богом». Ходить под Богом может каждый. Но для христианина этого, мне кажется, недостаточно.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых