В Православии существуют 12 самых важных праздников. В эти дни Церковь вспоминает основные события из земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Однако праздник Воздвижения Креста Господня не похож на остальные. Сегодняшнее торжество связано с именами и делами людей, живших три века спустя после евангельских событий.
В 305 году во главе Римской империи стал Константин. Позже за свои деяния он получил почётное наименование - Великий. Одной из заслуг Константина стало прекращение гонений на христиан. Более того, он начал оказывать поддержку христианской Церкви. Император даже распорядился выяснить, где именно происходили евангельские события, сохранились ли свидетельства земной жизни Спасителя и его страданий.
Особое значение для императора Константина имел Святой Крест - орудие казни Христа и в то же время символ спасения всего человечества. По преданию, перед важной битвой Константину было видение - в небе засиял огромный крест. Император нанёс его изображение на флаг и щиты воинов и одержал победу над врагами.
Миссию поиска христианских святынь взяла на себя мать Константина, царица Елена. Задача была не из простых. За 300 лет в Иерусалиме всё изменилось. Вскоре после Крестной смерти Спасителя и его Воскресения в провинции Иудея вспыхнуло восстание против владычества Рима. Оно было жестоко подавлено. По приказу императора Тита в 70-м году Иерусалим был разрушен, а храм Соломона стёрт с лица земли. Так сбылись слова Христа, предрекшего, что от Иерусалима не останется камня на камне. Впоследствии город переименовывался и перестраивался. На месте Голгофы и Гроба Господня были возведены языческие храмы. Существует версия, согласно которой это было сделано намеренно, чтобы надругаться над памятью о Христе и даже уничтожить её. В 325 году императрица Елена прибыла в Иерусалим. Экспедиции удалось установить приблизительное место, где находилась Голгофа. Там начались раскопки, и вскоре было обнаружено три креста. Теперь перед участниками экспедиции встала новая задача – определить, какой же из них - подлинное Распятие Христово. По преданию, установить это помогло чудо. По одной версии от истинного Креста исцелилась тяжко болевшая женщина. Согласно другой - мимо двигалась похоронная процессия. Когда истинное Распятие приложили к усопшему, тот воскрес. Патриарх Иерусалимский Макарий воздвиг - то есть поднял Крест над толпой, чтобы все собравшиеся могли ему поклониться. Отсюда и название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Затем Крест Господень повернули на все части света. Им словно благословили весь мир.
Рядом с Распятием была найдена табличка с надписью, которую сделали по приказу Пилата. На ней на латинском, греческом и еврейском языках было начертано «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Тут же лежали и гвозди, которыми был пригвождён Спаситель.
В 5 веке в Сирии возникли ещё две версии обретения креста. По одной из них, Распятие Христово было найдено ещё в 3 веке женой императора Клавдия Второго, Протоникой. Другая версия не оспаривала роли царицы Елены и императора Константина Великого. Но согласно этому варианту местонахождение Голгофы Елене открыл иерусалимский житель Иуда. Позднее он сам уверовал во Христа, принял крещение с именем Кириак и со временем даже стал епископом Иерусалима.
Голгофа и Гроб Господень - место, где был погребён Христос, находились неподалеку друг от друга. Решено было воздвигнуть над этими святынями один большой храм Воскресения.
Царица Елена не дожила до окончания строительства. Но Церковь чтит её старания по прославлению Христа и проповеди Евангелия. Она была причислена к лику святых как равноапостольная. Храм Воскресения Христова или Гроба Господня в Иерусалиме освятили в год тридцатилетия правления Константина Великого, в 335 году.
Храм Гроба Господня
Святыни Иерусалимского храма Воскресения Христова рассказывают о событиях, которые повернули ход истории человечества. В соборе несколько приделов – отдельных церквей, устроенных возле драгоценных реликвий.
Прямо у входа в храм в свете лампад лежит жёлто-розовый Камень миропомазания. Здесь тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский помазал благовониями и обвил Плащаницей бездыханное Тело Спасителя. Направо от камня – мраморная лестница. 28 ступеней ведут на Голгофу, к месту Распятия. В алтаре, в полу, небольшое круглое отверстие, оправленное в серебро. Сюда 2000 с лишним лет назад был водружен Крест Господень.
Прямо под Голгофой – придел Адама. За стеклом видно глубокую трещину, которая рассекает скалу сверху донизу, от Креста до того места, где, по преданию, был погребён первый человек. Считается, что именно по этой расселине Кровь Спасителя просочилась до черепа прародителя и омыла первородный грех.
Справа от придела Адама – алтарь поругания и возложения тернового венца. Отсюда можно спуститься в подземную церковь святой Елены. Дополнительные двадцать ступенек приведут в ещё более глубокое подземелье – здесь равноапостольная царица обрела Крест Господень.
На противоположной стороне от Голгофы – вход в маленькую пещеру, где Господь был заключён перед казнью. Во время Распятия возле этой темницы в скорбном молчании стояла Богородица.
Буквально в десяти шагах от скорби – радость. Мраморный круг и неугасимые лампады над ним обозначают место, где Мария Магдалина встретила Воскресшего Христа.
Сердце храма Воскресения Христова – это, без сомнения, Гроб Господень. Под высоким куполом Ротонды стоит часовенка, именуемая Кувуклией. Внутри неё – скала, в которой высечена Гробница. Парадоксально звучит, но здесь был похоронен Бог.
Пещера настолько мала, что перед Гробом могут одновременно стоять не больше трёх человек. Входят сюда с особым благоговением и выходят, пятясь назад, чтобы не поворачиваться к святыне спиной.
Центральный величественный придел храма Воскресения называется Кафоликон. Если от него прочертить прямую линию к Кувуклии, то точно посередине мы увидим мраморную вазу. В ней лежит шар, на нём начерчен крест. Это центр мира, центр времени и пространства – пуп Земли.
Под крышей храма Гроба Господня сошлись Распятие и Воскресение, смерть и бесконечность, бездонная скорбь и всепоглощающая радость. Оказавшись здесь, ты словно лично проживаешь великие дни, описанные в евангельских повествованиях. И заново переосмысливаешь свою собственную жизнь!
Практически сразу после освящения храма Воскресения Христова верующие начали чтить и память Обретения Честного и Животворящего Креста Господня.
Изначально Святыня хранилась в самом храме, в приделе Обретения Креста, но не целиком. Дело в том, что царица Елена разделила Истинное Древо Креста на две части: одна была помещена в серебряную раку и покоилась в Иерусалиме. Другую равноапостольная царица увезла в столицу Византийской империи – Константинополь. По дороге она основывала монастыри и оставляла в обителях небольшие частицы Креста. Делалось это для того, чтобы каждый христианин мог прикоснуться к святыне, не отправляясь в дальнее путешествие в Иерусалим или Константинополь. Как свидетельствуют историки Церкви, к середине 4 века частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру.
Но в начале 7 века Иерусалим завоевал персидский царь Хозрой Второй. В качестве одного из трофеев он забрал иерусалимскую часть Честного и Животворящего Креста. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, в 631 году. Все это время с ней неотлучно находился патриарх Захария. Греческие войска разбили персов, и Животворящий Крест с почестями был доставлен в Иерусалим. Его нёс сам византийский император Ираклий в сопровождении патриарха Захарии. Процессия следовала через ворота, которые вели на Голгофу. По преданию, император внезапно остановился и не мог сделать ни шагу. Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел. Ведь Тот, кто первым нёс этот Крест был унижен и гоним. Император снял корону, свой пышный наряд и лишь тогда смог войти в ворота. Освобождение Животворящего Креста из персидского плена Церковь особо вспоминает в Крестопоклонную неделю Великого поста.
И Иерусалимский, и Константинопольский фрагменты Распятия были утрачены в 12-13 веках. Это случилось в эпоху завоевания Святой Земли арабами и крестовых походов. Сохранились небольшие частицы Животворящего Креста. В 12 веке первая такая частица попала на Русь. Она находилась в кресте преподобной Евфросинии Полоцкой.
В наши дни части Креста Господня есть в российских храмах и монастырях: в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Пскове и других городах. На Западе святыне можно поклониться, например, в римской церкви Санта-Кроче ин Джерусалемме, в храмах Флоренции и Пизы, в Соборе Парижской Богоматери, в кипрском монастыре Ставровуни.
«Молитва — вот всё, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию»
Сергий Мечёв, сын протоиерея Алексия Мечёва, принял священный сан в 1919 году. А годом раньше женился на сестре милосердия Евфросинии Шафоростовой. Сергий и Евфросиния познакомились во время Первой мировой войны. Они служили в одном прифронтовом лазарете. Венчал их протоиерей Алексий Мечёв. Свёкр рассказал невестке, что он очень хотел, чтобы сын женился и стал священником. И об этом молился Богу, не заводя разговоров с сыном. Отец Алексий терпеливо ожидал, когда сын сам примет судьбоносные решения. Протоиерей Алексий Мечёв, почитаемый ныне Церковью в лике праведных, говорил так:
«Молитва — вот всё, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию».
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе»
Щедрая благотворительность снискала игумену римского монастыря Григорию Двоеслову народную любовь. И когда в 590 году по Рождестве Христовом папа Римский Пелагий скончался, народ пожелал поставить Первосвятителем Григория Двоеслова. Однако монах, считая себя недостойным, бежал от высокой чести. Семь месяцев скрывался игумен Григорий в окрестностях Рима. Всё это время Церковь была без архипастыря. Наконец, римляне собрались в одном из храмов города и попросили Бога явить Своего угодника. После соборной молитвы столп света указал место укрытия отца Григория. Клир и народ нашли игумена и возвели на Римскую кафедру. Став Папой Римским, святитель Григорий остался смиренным и кротким. Он неустанно заботился о нуждающихся. Всех сирот, вдов, калек, неимущих людей Рима переписал по именам в особую книгу и ежедневно давал им средства на пропитание. Святитель Григорий Двоеслов так говорил своей пастве:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе».
Все выпуски программы Слова Святых
У Светланы Краевой травма позвоночника, ей необходима помощь специалистов
47-летняя Светлана Краева из Нижнего Новогорода почти пять лет пытается восстановиться после серьёзной травмы. «Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и верой в то, что у меня обязательно всё получится, а засыпаю с молитвой» — делится женщина.
В 2019 году Светлана упала с 3 этажа, поскользнулась, когда мыла в квартире окна. В результате она сильно повредила позвоночник и потеряла возможность ходить. Принять произошедшее Светлане помогает горячая вера и позитивный настрой, а ещё забота близких — дочери и мамы. Женщина усердно выполняет дома разные физические упражнения, проходит реабилитации. И со временем благодаря постоянным занятиям она сделала, казалось бы, невозможное — вновь встала на ноги!
Светлана уверена, что ни в коем случае нельзя опускать руки — важно искать выход и не бояться пробовать новое. «Даже если поначалу не знаешь, куда двигаться — просто сделай первый шаг, и дорога появится сама собой», — говорит женщина.
Сегодня она передвигается на ходунках и всеми силами стремится к тому, чтобы однажды начать ходить свободно, без поддержки. В ближайшее время Светлане Краевой необходимо попасть на новый курс реабилитации и в этом ей нужна помощь. Если вы хотите поддержать жительницу Нижнего Новгорода, переходите на сайт благотворительного фонда «Мои друзья»: Моидрузья.орг.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов