Недавно, я по обыкновению открыл в интернете ленту новостей и не обнаружил там ни одного сообщения, которое не было бы связано с войной, армией, или вооружением. Вернее, новости такие были, но пришлось эту ленту прокрутить изрядно вниз. Я не один год работал в информационных службах нескольких радиостанций и представляю, как можно составлять выпуски новостей, чтобы формировать общественное мнение. Поверьте, от ленты, раскрашенной в цвет хаки, даже мне стало не по себе. В последнее время, всё чаще мне вспоминается картина Верещагина «Побеждённые. Панихида». Думаю, многие из вас её видели, хотя бы в репродукции. Напомню, в левой части полотна изображены военный и священник. Священник в фелони, с кадилом, а дальше поле, уходящее за горизонт и на этом поле, куда хватает глаз, лежат тела погибших людей. Священник то ли отпевает их, то ли служит панихиду. Картина посвящена взятию города Плевна. Это знаменитый героический подвиг русских солдат в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В центре Москвы у метро Китай-Город есть часовня, поставленная в память об этом событии. Официально же, мы потеряли у стен Плевны около 40 тысяч человек. Там погиб и брат Василия Верещагина – Сергей. Художник, будучи сам тяжело раненным, безуспешно пытался найти его тело, среди сотен других. Вскоре, и появилась картина «Побеждённые. Панихида». Как часто бывает, произведение, если оно действительно стоящее, начинает жить собственной жизнью, а часто обретает новые смыслы. Картина Верещагина современна, как никогда. Слева на ней могут быть изображены совершенно разные люди. Это могут быть не священник и военный, а политрук и медсестра, или группа вертолётчиков. Важно само отношение к войне. Художник как мог, показал её настоящее лицо. Вскоре появится военная фотография, которая в первые десятилетия будет постановочной и не передаст всего ужаса, потом после первой мировой мы прочитаем документальные и художественные описания войны безо всякой романтики и так по нарастающей. Кто-то сказал, что война – самое страшное изобретение человечества. Вряд ли она священна. Священным может быть защита Отечества. Христа на войне нет и быть не может. Бог не создавал человека для убийства другого человека. Христос может быть с теми, кого гонят и убивают, он может быть с людьми, с каждым из нас. Но, если кто-то ставит Бога во главу угла для решения своих сиюминутных целей, то там стоит не Бог, а его восковая копия, кривая икона. А сам Христос вновь становится в этот момент одинок, потому что люди начинают тянуться именно к восковой копии. Можно привести множество примеров оборонительных войн, одна из которых до сих пор для нашей страны является незажившей раной, но я говорю о самой идее войны. Казалось бы, за прошедшие 70 лет человечество придумало достаточно инструментов, которые должны предотвращать вооружённые конфликты, но они слабо работают. И новостная лента цвета хаки, к сожалению, заставляет в этом убеждаться.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница