«Человек в шкуре дракона» - под таким ярким, запоминающимся и глубоко философским названием вышел в свет сборник статей и публицистики Владимира Легойды - председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви и, по совместительству, главного редактора журнала «Фома».
Как и в двух своих предыдущих книгах, которые, кстати, имели у читателей большой успех, в новом сборнике автор обращается к человеку, живущему в эпоху интернета и соцсетей, в условиях глобального информационного пространства. И размышляет о том, как в этих не самых простых реалиях не утратить человеческую индивидуальность и не превратиться… в монстра!
Кстати, под чудовищем в названии своей книги – «Человеком в шкуре дракона» -, Владимир Легойда подразумевает вполне конкретный литературный образ. В знаменитых «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса есть такой персонаж: самолюбивый и недобрый мальчик по имени Юстас, который из-за своих «драконьих» помыслов однажды превращается в самого настоящего дракона. Чтобы вновь вернуться в человеческий облик, Юстасу пришлось пройти через страдания, которые изменили и его сердце.
Автор не случайно остановился именно на этом образе. По его мнению мы, современные люди из реального мира, часто сами загоняем себя в точно такую же ловушку! Например, когда пишем кому-то в фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) грубый или язвительный комментарий. Когда готовы метать громы и молнии всего-навсего из-за того, что на несколько часов отключили свет или горячую воду. Казалось бы, - пустяки. Но эти мелочи не проходят бесследно, они оставляют на нашей душе этакие «драконьи чешуйки», и вот мы уже не замечаем, как покрываемся коростой, через которую очень трудно не пробиться к нам настоящим…
При том, что Владимир Легойда заостряет внимание читателей на животрепещущих этических и нравственных проблемах, исключительным качеством книги является полное отсутствие морализаторства. В ней нет ни малейшего намёка на менторство и желание «поучить жизни». Это спокойные, порой весьма самокритичные, местами ироничные и очень любопытные размышления о вещах, понятных и близких каждому из нас. Почему без Христианства не было бы такого понятия, как «права человека», зачем нужно иногда выходить из привычной зоны комфорта и за что автору приходится краснеть перед Патриархом – вот далеко не полный спектр разносторонних тем, которые Владимир Легойда затрагивает в своей книге.
Составленный из редакторских колонок в журнале «Фома», статей и интервью разных лет, сборник воспринимается как единое целое, а главное, приглашает подумать и отлично мотивирует в любых обстоятельствах оставаться самим собой. Ведь никому не нравится быть в чужой шкуре. А «Человеку - в шкуре дракона» - тем более.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.