Владимир Андреевич Долгоруков был градоначальником Москвы дольше, чем кто-либо из его предшественников и преемников. Князь принял первопрестольную в 1865 году и оставался с москвичами четверть века. И всё это время Долгорукова иначе как «отцом города» не называли.
С новым градоначальником Москва быстро меняла свой облик. Люди надолго запомнили дни, когда улицы осветились газовыми фонарями и заработала конка. Одна другую сменяли Всероссийские выставки: промышленные, художественные, этнографические. Появлялись музеи. Открылись консерватория и Высшие женские курсы. Заработали Верхние торговые ряды, известные сегодня как ГУМ. Был освящён храм Христа Спасителя – детище Долгорукова, который долгие годы был главой комиссии по его строительству.
О Владимире Андреевиче говорили, как об очень симпатичном и скромном человеке. Князя никогда не видели хмурым, он всегда улыбался, да и к себе относился с изрядной иронией, что не могло не импонировать окружающим. Владимир Андреевич каждый день посещал богослужения либо в Кремле, либо в небольших церквях. Не желая привлекать к себе внимания, являлся в штатском платье и скрывался в рядах верующих.
Блестяще выполняя свои служебные обязанности, Долгоруков отдавал много сил благотворительности. Во время русско-турецкой войны он создал в Москве и её окрестностях двадцать комитетов общества Красного Креста –они собрали для воинов полтора миллиона рублей. Князь открыл военный госпиталь на две с половиной тысячи коек, на личные средства снарядил и пустил по железной дороге два санитарных поезда. А в своём дворце на Тверской организовал пошивочную мастерскую для военных нужд.
Москвичи без стеснения шли к Долгорукову со своими заботами. Он находил время для каждого и каждому старался помочь. Разбирал имущественные споры, выслушивал даже жалобы о недобросовестных рыночных торговцах. Очень радовали князя просьбы, касающиеся вопросов образования и искусства. И особенно внимательно Владимир Андреевич относился к небогатым родителям, которые приходили хлопотать за своих детей. В этих случаях отказа просителям не было.
Москвичи отвечали Долгорукову огромной любовью и даже дали ему уважительное прозвище «Удельный князь». Каждый год отмечали дату его вступления на должность главы города и заваливали дорогими подарками. Долгоруков увозил подношения домой, но не пользовался ими, а завещал Румянцевскому музею. Там и хранятся преподнесённые князю иконы, Библия, прекрасная посуда, роскошно оформленные альбомы. Только одним подарком Долгоруков счёл возможным воспользоваться. Когда-то Владимир Андреевич был вынужден продать своё родовое имение. А на один из его юбилеев почитатели выкупили поместье и вернули градоначальнику. Для небогатого князя это был драгоценный дар. Вся семья Долгоруковых потом часто приезжала в поместье.
В 1875 году Владимир Андреевич стал почётным гражданином Москвы. Диплом о присвоении ему этого звания был взят в серебряную раму ювелирной работы. Так Москва и москвичи тонко намекали князю на его собственную драгоценную и ювелирную работу. Ответный подарок городу Долгоруков сделал своим завещанием. Все средства, вырученные за продажу собственного имущества, он просил передать благотворительным организациям и госпиталям.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.