Жизнь Винсента де-Поля – французского священника и благотворителя порой напоминала приключенческий роман. Де-Поля захватывали в плен пираты, он был продан в рабство, бежал, выполнял секретные поручения при королевском дворе и ни в грош не ставил собственную славу. Главным для него было другое – помощь бедным.
Родился Винсент в Гасконии, в семье крестьянина. Заметив в сыне тягу к знаниям, отец отдал мальчика учиться гуманитарным наукам и теологии. В 1600 году двадцатилетний де-Поль принял священство. А через пять лет с ним случилась знаменитая история с продажей в рабство в Тунисе. За два года, проведённых в неволе, де-Поль так расположил к себе своего хозяина, что тот принял христианство и бежал во Францию вместе с Винсентом.
Вернувшегося домой де-Поля назначили ответственным за раздачу милостыни при дворе королевы. Но из Парижа Винсент уехал по собственной воле. Он бежал от славы, объектом которой стал, благодаря своим проповедям. В провинции де-Поль основал первое во Франции общество милосердия в поддержку бедноты. С тех пор в каждом городе, где священник читал свои проповеди, создавались такие общества.
Не меньше чем бедняков, де-Поль жалел заключённых-каторжников. Их держали на цепях в казематах. Почти не кормили, не допускали к ним врачей. Винсент решил исправить положение. Он стал навещать заключённых. Первый опыт общения с озлобленными людьми результата не принёс. Священника и слушать не захотели. Но постепенно ему удалось покорить сердца осуждённых. Винсент не ограничивался одними разговорами по душам, он сумел открыть в Париже больницу для заключённых.
Де-Поль мечтал о том, чтобы привлечь к благотворительной работе девушек и женщин из светского общества. Желающих помогать неимущим было много. Но состоятельные француженки часто не знали, чем, кроме денег, они ещё могут быть полезны. И де-Поль основал общества Дочерей и Дам милосердия. В них вступали женщины, желающие навещать заключённых в тюрьмах и быть сиделками при больных. Каждый год в общества записывалось до двадцати пяти тысяч добровольных помощниц, вдохновлённых де-Полем.
С неменьшим усердием Винсент заботился о детях-сиротах. Холодными зимами он ходил по улицам Парижа и подбирал малышей. Де-Поль купил дом и разместил в нём для начала двенадцать ребят. Уже через год в приюте проживало четыре тысячи детей и пожертвования текли рекой. А де-Поль, воодушевлённый успехом дела, получив от неизвестного дарителя десять тысяч ливров, открыл на эти деньги госпиталь для неизлечимых больных.
Но главным по значимости делом де-Поля французы считают создание большого приюта-больницы для бедных в Париже. Этот проект называют величайшим делом благотворительности 17-ого века. Сорок тысяч бедняков обрели тогда крышу над головой и работу.
Де-Поль помогал и французской провинции. Во время Тридцатилетней войны он собирал средства для пострадавших жителей городов и деревень. Когда деньги заканчивались, объявлял новый сбор. Заметив, что жертвователи не торопятся на помощь, решился на действенную меру: напечатал в прессе счета от людей, попавших в беду. Пристыженные богачи тут же поспешили на помощь. А Винсет продолжал подбирать беженцев по дорогам Франции, привозил их в Париж, находил всем жильё. И помня о собственном плене в молодости, до конца жизни выкупал из турецкого рабства узников.
Благотворителя уважали, с ним считались сильные мира сего: кардиналы, короли, королевы. Но настоящими друзьями де-Поля были простые люди, которые называли своего благодетеля «уполномоченным Провидения». Через 80 лет после смерти де-Поля Церковь канонизировала его. С тех пор 27-ое сентября во Франции празднуется как день святого Винсента де-Поля.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!