Имени человека, о котором сегодня пойдет рассказ, я пока не назову, так сказать, немного вас поинтригую. И человек этот, хоть он и не сибиряк, имеет, тем не менее, к Сибири самое непосредственное отношение. А вот какое – от этом позже.
Принадлежал он к старинному дворянскому роду. Среди его предков – и воевода, служивший Ярославу Мудрому, и участник Куликовской битвы, и начальник штаба генерала Ермолова, и член военного совета при Александре 1-м. Отец его – потомственный военный, с 1918 года воевавший в рядах Красной Армии. Однако в 1930-м отца арестовали, а спустя 13 лет, в 1943-м, арестовали и его 17-тилетнего сына, героя нашего сегодняшнего рассказа. Он вышел только через 9 лет и, поскольку в центральной России ему жить было запрещено, несколько лет провел на лесосплаве в Абакане. Это первое, что связало нашего героя с Сибирью. Но не главное. Хотя главное началось именно здесь, в Абакане, а еще точнее – в Абаканском драматическом театре, где герой наш, не имея актерского образования, впервые вышел на сцену. Замечу к слову, что актерского образования он так никогда и не получил, что не помешало ему сыграть множество больших ролей и заслужить любовь миллионов зрителей. И Абаканский театр – второе обстоятельство, связавшее имя нашего героя с Сибирью.
Ну, уже понятно, что сегодня мы рассказываем не просто об актере, а о поистине великом актере.
«Командир счастливой «Щуки», «Пираты 20-го века», «Ярослав Мудрый», «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент».
И, наконец, две роли, 1971-го и 1973-го годов, которые и принесли актеру всенародную славу.
Но сначала мы все-таки назовем его имя. Пётр Серге́евич Вельяминов.
1971 год. На телеэкраны страны выходит фильм «Тени исчезают в полдень», где Вельяминов сыграл роль председателя сибирского колхоза Захара Захаровича Большакова. В 1973 году на волне успеха первого фильма выходит второй – «Вечный зов», где Вельяминов снимается в роли революционера, партийного и советского работника Поликарпа Матвеевича Кружилина, тоже сибиряка. И это третье – и главное обстоятельство – связавшее имя Петра Сергеевича Вельяминова с Сибирью.
Он мог больше бы ничего не играть, и все равно – сыгранные им герои-сибиряки – а они именно герои, и никак иначе – останутся в памяти народа, как настоящие люди с широким, сильным и добрым сибирским характером.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.