Многие святые настолько любимы народом, что их жития стали фольклором, легли в основу легенд и даже сказок.
Здравствуйте! С вами — Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святом великомученике Георгии Победоносце и русском духовном стихе «Егорий Храбрый».
Егорий Храбрый:
Во граде было в Иерусалиме
При царе было при Фёдоре,
Жила царица благоверная
Святая София Перемудрая.
Породила она себе три дочери,
Три дочери да три любимые,
Четвертого сына Егория,
Егория, света, Храброго…
По колена ноги в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте,
Голова у Егория вся жемчужная,
По всём Егорие часты звёзды.
Не сразу можно признать в этом сказочном герое образ святого великомученика Георгия.
Но это он, Георгий, или как звучало это имя на Руси — Егорий, Юрий.
Святой великомученик Георгий, конечно, не был сыном Софии Премудрости Божией.
Он родился в 3 веке - и не в Иерусалиме, а в палестинском городе Лидда. Георгий был из знатного рода и находился на военной службе у римского императора Диоклетиана. Служба проходила в городе Никомедия в Малой Азии, где тогда была восточная резиденция цезаря.
Именно с этого города начались жестокие преследования христиан, получившие название «диоклетиановых гонений».
Когда воин Георгий объявил, что он тоже христианин, от него под пытками стали требовать отречься от христианской веры и пытали семь дней. Потому претерпевшего великие муки и называют великомучеником.
В древнерусском духовном стихе злой «царище Демьянище» велит палачам и «пилы пилить», и «топоры рубить», и Егория Храброго «во котел сажать»…
«Егорий Храбрый»:
Мучители все утомилися,
Ничего Егорью не вредилося,
Егорьево тело соцелялося.
Восставал Егорий на резвы ноги —
Поёт стихи херувимские,
Превозносит гласы всё архангельские.
«Царище Демьянище», то есть Демьян – и Диоклетиан… Эти имена не случайно созвучны. На Руси римский император Диоклетиан был для всех «безбожным псом бусурманищем», жестоким гонителем христиан.
По преданию, на восьмой день мучители отсекли воину Георгию голову.
В древнерусском духовном стихе «царище Демьянище» посадил Егория Храброго в глубокий погреб. Через тридцать лет героя освободила из плена сама Пресвятая Богородица. После этого Егорий Храбрый отправился по белу свету освобождать всех своих пленённых братьев и сестёр – страдальцев за Христову веру.
Егорий Храбрый:
Егорьева много похождения,
Велико его претерпение!
Претерпел муки различные
Все за наши души многогрешные!
Поём славу святу Егорию,
Святу Егорию, свет, Хораброму!
Так в древнерусском духовном стихе был воспет подвиг святого великомученика Георгия.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница