Великий Устюг называют родиной Деда Мороза. Ежегодно, чтобы стать участниками зимней сказки, сюда едут десятки тысяч туристов. На роль новогодней столицы страны Устюг выбрали не случайно. Он находится на севере Европейской части России, где уже начинается тайга. Зимы здесь долгие и холодные. А виды города словно созданы для туристических путеводителей. На 30 тысяч жителей приходится 28 старинных церквей, которые по красоте и выразительности соперничают с достопримечательностями Золотого кольца. Великий Устюг основан почти одновременно с Москвой, а впервые упоминается в 1207 году.
Работники туриндустрии, не покладая рук трудятся, чтобы создать для гостей Устюга сказочную атмосферу. Между тем, реальное прошлое города впечатляет куда больше сказок. Чего тут только не происходило за 800 лет.
Великий Устюг – место необычного космического явления. Широко известна история Тунгусского метеорита. Совсем недавно миллионы людей стали очевидцами падения метеорита под Челябинском. То же произошло в Великом Устюге гораздо раньше – летом 1290 года. Жители города увидели на небе словно огромную тучу. И грохот стоял такой, что невозможно было расслышать друг друга. Только святой блаженный Прокопий не поддался панике. Он еще за неделю предупреждал устюжан о надвигающемся бедствии. Когда предсказание стало сбываться, Прокопий начал молить Господа и Богородицу о помиловании Устюга. Метеоритный дождь обрушился на лес в тридцати километрах от города. В память об этом на место падения совершались крестные ходы.
Святой блаженный Прокопий Устюжский – самый любимый устюжанами святой и покровитель города. Судьба его столь же необычна, сколь и чудо с метеоритом, совершённое по его молитве. По происхождению он немец – ганзейский купец из города Любека, воспитанный в католичестве. Приехав по торговым делам в Новгород, он поразился искренностью веры русских людей, принял православие и стал монахом. Чтобы избежать почестей Прокопий взял на себя трудный подвиг юродства и удалился в Устюг. Жил на паперти Успенской церкви, молился и наставлял устюжан. Теперь в самом центре города рядом с кафедральным Успенским собором стоит собор Прокопия Праведного.
Великий Устюг – город великих географических открытий. Название Устюга связано с его расположением, и означает: «устье реки Юг». Город построили в стратегически важном месте, где от слияния рек Юг и Сухона образуется Северная Двина – главная транспортная артерия Русского Севера. Разумеется, желающих контролировать этот путь было много. Несколько веков устюжане сражались, успешно отражали нападения и сами ходили в походы. Воевали с Новгородской и Вятской республиками, с волжскими булгарами, казанскими татарами, ветлужскими марийцами, ходили на Урал в Пермь Великую и за Урал – на Югру.
После объединения русских земель устюжане стали первопроходцами и предпринимателями. Мыс Дежнёва на Чукотке назван в честь устюжанина Семёна Дежнёва, достигшего крайней точки на северо-востоке Евразии. Город Хабаровск – в честь первопроходца Ерофея Хабарова, родившегося в деревне неподалёку от Устюга. Устюжане создали Российскую Американскую компанию, которая управляла русскими владениями на Аляске. Другие устюжане держали в своих руках торговлю России с Китаем. На богатства, заработанные в дальних странах, строились церкви, формирующие силуэт современного Устюга.
Но не только ради богатства земного люди покидали родной берег реки Сухоны. Святитель Стефан Великопермский, живший в 14 веке, тоже был родом из Устюга и прославился как миссионер. Страна коми-зырян к востоку от устюжских владений в его время была еще языческой. Святой Стефан мирной проповедью обратил коми в православие, а, чтобы новообращенные лучше понимали суть христианства, разработал алфавит для языка коми и перевёл Священные книги.
Великий Устюг – город свободы и народовластия. Жители Устюжской земли никогда не были крепостными, и в Средние века тут собирались народные вече. Большинство устюжан занималось торговлей, ремёслами и промыслами. Единственный раз здесь пытались навести порядок железной рукой, да и то не вышло. Во время Батыева завоевания Руси монгольские войска не дошли до Устюга, однако в город пожаловал сборщик дани по имени Буга. Поначалу он вел себя жёстко и надменно, но, в конце концов, принял православие с именем Иоанн, стал духовным другом блаженного Прокопия, построил церковь Иоанна Предтечи, вокруг которой возник монастырь. Иоанн-Буга и его жена Мария погребены в Вознесенской церкви и считаются местночтимыми святыми.
Много ярких и необычных событий произошло в Великом Устюге. Как напоминание о них до нас дошли храмы, святые иконы и местные благочестивые традиции. Чтобы прикоснуться к истории, в Устюг можно приезжать и зимой, и летом, в любое время года. Реальное прошлое этих мест интереснее любой сказки.
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе