Сегодня начинается Страстная седмица. Эта неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Каждый день недели посвящен воспоминанию разных событий. По их величию и важности каждый день именуется святым и великим.
На Страстной неделе Церковь погружается в особую скорбь: священные предметы в храмах и сами священнослужители облачаются в темные одежды: в черные или фиолетовые. Богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, соучастия в Страстях Христовых.
В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. Одним из героев богослужения понедельника становится Иосиф Прекрасный. Его братья завидовали тому, что он был любимцем у отца, и продали Иосифа в рабство, в Египет. Этот ветхозаветный сюжет является как бы прообразом страданий Спасителя.
В Великий понедельник также вспоминается притча о бесплодной смоковнице. Христос провел ночь в Вифании, в окрестностях Иерусалима, а утром возвращался в город, чтобы проповедовать в храме. По пути Спаситель проголодался. Но на росшей у дороги пышной раскидистой смоковнице не оказалось плодов. Фруктовое дерево, на котором нет ничего кроме листьев, - это символ предельного бесплодия всего творения. И за этим образом стоит, конечно же, человек. Господь ждет от верующих плодов веры - истинного покаяния, молитвы и добрых дел. Он обличает лицемерие и внешнюю религиозность. Грех наказуется проклятием: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!», - говорит Спаситель. Смоковница, у которой не было плода, утратила скоро и листья. Те, кто лицемерно исповедует веру, засыхают, как эта смоковница.
Еще одна сегодняшняя притча - о злых виноградарях. Работники виноградника избили и убили слуг своего хозяина, а потом и хозяйского сына, когда те пришли за урожаем. Эта притча о том, как Господь стучится к людям, ждет, что они отзовутся, посылает своих вестников и посланников. Но люди не желают их принять, не желают слушать, восстают. Но ведь как земля и виноградники не принадлежат работникам, так и жизнь, и здоровье, и многие таланты и способности человека не принадлежит ему.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.