Иудейский царь Иехония вступил на престол в тревожные, грозные годы. Ему едва исполнилось восемнадцать лет, когда его отец был убит во время осады Иерусалима войсками вавилонского правителя Навуходоносора. Но царствовать Иехонии довелось лишь три месяца и десять дней, затем он сдался на милость захватчика и был уведен в плен, как и десять тысяч его подданных. Об этих фактах рассказывает Четвертая книга Царств и еще одно библейское произведение – Паралипоменон, что в переводе означает Летописи, или Хроники.
Из Священного писания известно также, что в плену Иехония содержался тридцать семь лет. Когда же Навуходоносора сменил на вавилонском престоле его сын Евилмеродах, то иудейский царь получил свободу и полное обеспечение до конца своих дней. Однако, на родину он так и не вернулся. Вся жизнь Иехонии прошла в Вавилоне, там у него родилось семь сыновей, на чужбине он и скончался.
Историческая наука долгое время скептически воспринимала столь подробное описание событий, произошедших в конце шестого – начале пятого века до Рождества Христова, ученые рассматривали Библию лишь в качестве литературного памятника и не видели в ней достоверного источника информации. Так было вплоть до начала двадцатого века, когда немецкий археолог Роберт Кольдевей в буквальном смысле раскопал древний Вавилон!
Комментарий эксперта:
В 1897 году по поручению немецкого восточного общества Роберт Кольведей отправился для раскопок в Месопотамию, откуда возвратился с образцами находок и заявил, что им обнаружен библейский город Вавилон. Заручившись поддержкой кайзера Вильгельма Второго, энтузиаст продолжил поиски. Предполагалось, что раскопки займут пять лет, но они продлились до 1917 года. Однако, усилия были не напрасны: найденный Кольдевеем город действительно оказался Вавилоном. Безжизненные холмы с обрывистыми склонами, считавшиеся естественным рельефом, подарили исследователю археологические подтверждения существования в древности такого легендарного явления, как висячие сады Семирамиды.
Среди артефактов, обнаруженных на раскопках Вавилона, были множественные глиняные клинописные таблички, с указанием количества масла, ячменя и другого продовольствия, ежемесячно выдававшегося пленникам в Вавилоне. На четырех из них были перечислены продукты, предназначенные «для Яукина, царя земли Яхуд» - именно так вавилоняне называли иудейского царя Иехонию, а также «для пяти сыновей царя земли Яхуд»
Количество продуктов, предназначенных для стола плененного монарха, нельзя было назвать скудным, и ученые предположили, что речь идет о содержании, которое назначил для Иехонии освободивший его вавилонский правитель Евилмеродах. Однако, позднейшее, более детальное изучение находки позволило с высокой точностью провести датировку одной из табличек. Оказалось, что она относится к тринадцатому году правления Навуходоносора – плененному Иехонии на этот момент было двадцать четыре года. Эта подробность объясняет и тот факт, что в клинописном документе фигурируют не семь сыновей иудейского монарха, как указывает Библия, а только пять - очевидно, что два царевича родились позднее.
То есть, получается, что Вавилонский плен был не таким уж страшным для Иехонии и его близких? А в каком положении находились на чужбине прочие иудеи? Ответ на этот вопрос также предлагают вавилонские клинописные таблички.
Комментарий эксперта:
Большая часть глиняных клинописных табличек, во множестве обнаруженных немецкими археологами в начале двадцатого века на территории Ирака, распространилась по всему миру, оседая в запасниках музеев и частных коллекциях, и долгое время не получала должного внимания специалистов. По мере изучения эти артефакты открывали все новые подробности пребывания иудеев в вавилонском плену.В начале 2015 года на выставке, экспонированной в музее библейских стран в Иерусалиме, были представлены таблички из частной коллекции – главным образом, финансовые документы, свидетельствующие о том, что евреи в Вавилоне занимались ростовщичеством, торговали фруктами, которые вырастили сами и исправно платили налоги. Ученые получили подтверждения, что иудейская община в плену была необычайно крепкой и имела благотворное влияние на экономику Вавилона.
Археологические находки экспедиции Роберта Кольдевея не только подтвердили рассказ Четвертой книги Царств о судьбе иудейского царя Иехонии, но и заставили вспомнить о книге пророка Иеремии, написанной во времена Вавилонского плена. Пророк, обращаясь к насильственно переселенным соплеменникам, именем Бога призывал их строить дома, растить сады, рожать детей, держаться сплоченно, хранить свою веру и молиться за город, в котором живут. Тогда, обещал Иеремия, семьдесят лет плена будут мирными. И разве неудивительно, что исторические факты, ставшие исполнением пророчества, через два с половиной тысячелетия нашли подтверждение в виде финансовых документов, запечатленных клинописью на глиняных табличках?
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница