Рубль падает, люди нервничают, злятся и паникуют; между тем это не первый кризис в мировой истории, и нам давно уже сказано, как надо (и как не надо) на него реагировать.
Прежде всего, не надо делать резких движений. Весь мировой — и, особенно, отечественный опыт — показывает, что нет такой плохой ситуации, которую нельзя было бы радикально ухудшить. Ситуация перед революцией 1917 года была намного тяжелее, чем сейчас — уже три года шла мировая война, миллионы людей погибли, еще миллионы — привыкли к оружию, насилию и жестокости, еще миллионы в тылу — к суровым лишениям. Что может быть хуже? Люди вышли на улицы с красными бантами, и вскоре убедились, что хуже быть может — причем значительно хуже. Эта история повторяется раз за разом, мы можем читать о ней в учебниках, а можем наблюдать в реальном времени — люди становятся недовольны своим положением, воспламеняются гневом, яростью, энтузиазмом по поводу того, что вот, будем метаться и буянить, и все как-то улучшится. В результате все только ухудшается. В советской школе — кто ее застал — мы твердо выучили фразу Салтыкова-Щедрина «Дорога из Глупова в Умнов лежит через Буянов, а не через манную кашу». Эта хлесткая фраза — как это обычно для хлестких фраз — верна с точностью до наоборот. Дорога через Буянов ведет в Разорилов и Голодалов, а никак не в Умнов. Множество людей в разные времена ходили этой дорогой и убедились. В книге Пророка Исайи сказано: «Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели» (Ис.30:15)
Это верно для стран в целом; это верно и для отдельных людей — трудные обстоятельства сами по себе гораздо менее губительны, чем неправильная реакция на них — паника, метания, истерика, ярость на реальных или предполагаемых виновников. Люди выведенные из эмоционального равновесия становятся легкой добычей разного рода манипуляторов — от биржевых спекулянтов до революционеров, от мелких мошенников до экстрасенсов.
Что же делать? И Священное Писание, и все Предание Церкви говорит о смирении и терпении, как о правильном ответе на жизненные неприятности. Это непопулярный ответ — он был непопулярен во времена Пророка Исайи, он непопулярен сейчас. Но лучшее, что можно сделать — это принять изменившиеся обстоятельства. Да, в жизни бывают неприятности, иногда существенные. Нередко они совершенно не зависят от нас, наших усилий или наших проступков, а сваливаются нам на головы, как стихийное бедствие. Мы живем в падшем мире, который вообще полон бедствий — стихийных и рукотворных. Мы живем еще в относительно благополучной его части.
А перестав метаться, можно обрести надежные источники надежды, твердости, стойкости и упорства. Мы, христиане, верим в Промысл Божий. В то, что нам нечего бояться, потому что наша жизнь — в руках Бога.
Очень важны наши отношения с Богом и ближними, очень важно, что происходит внутри нас, с нашими душами, которые могут быть спасены для блаженной вечности, а то, что происходит на биржах — не важно. Надо только принять все это к сведению для того, чтобы наилучшим образом исполнить наши обязанности — и сосредоточиться на исполнении воли Божией. Тогда мы увидим, как Промысл обратит все обстоятельства нашей жизни к нашему временному и вечному благу.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди