Ученые и бессмертная душа

Ученые и бессмертная душа
Поделиться

Сергей Худиев

Недавно я еще раз услышал, что «ученые единогласно отвергают возможность сохранения сознания после смерти». Так ли это?

На самом деле, убедительного материалистического объяснения так называемого “околосмертного опыта”  – когда человек видит свое тело со стороны, пока не найдено. Но объяснения, которые человек примет или не примет, связаны с его взглядами на мир. Если человек является убежденным материалистом – то есть полагает, что сознание продукт мозга и только мозга – он ухватится за самые слабые и искусственные построения, чтобы сохранить это свое убеждение. В лучшем случае он скажет “я не знаю, как это объяснить в рамках материализма, но я полагаю, что материалистическое объяснение существует и когда-нибудь мы его найдем”.

Если человек в принципе открыт к признанию реальности за пределами материи, он может согласиться, что сознание может существовать вне тела.

Известный врач-реаниматолог Сэм Парния (по своим личным убеждениям агностик) говорит: “Мы обычно исходим из того, что все ученые считают, что сознание – продукт мозга, но, на самом деле, многие  в этом не уверены. Например, сэр Джон Экклс, Нобелевский лауреат, полагает, что мы никогда не сможем объяснить сознание через активность нейронов. Все, что я могу сказать – это то, что я наблюдал в ходе моей работы. Похоже на то, что когда сознание отключается в момент смерти, психе, душа – я не имею в виду призрак, я имею в виду индивидуальное “я” – продолжает существовать, по крайней мере, те часы, пока человек не реанимирован. Из чего мы можем оправданно заключить, что мозг работает как инструмент, через который проявляет себя Ваше “я” или “душа”, но он, возможно, не является ее источником… Я думаю, что данные начинают указывать на то, что нам следует оставаться открытыми к возможности того, что память… не сводится к деятельности нейронов”.

То, что сознание навсегда перестает функционировать вместе с разрушением мозга – не вывод из каких-то научных данных, а проявление определенной философской позиции, в рамках которой любые данные, противоречащие материализму, будут отвергаться с порога.

У склонности ученых к материализму, правда, есть причины – научный метод работает с повторяющимися наблюдениями и воспроизводимыми экспериментами. Он пригоден – и очень хорошо работает – с материей. Научные приборы – даже самые лучшие – не могут обнаружить душу; ее нельзя взвесить, измерить или сделать предметом экспериментов. У ученых просто нет инструментов для работы с нематериальными сущностями – поэтому некоторые из них предпочитают отрицать их или хотя бы выносить их за скобки.

Но это никак не может означать, что души не существует – это просто значит, что у ученых нет инструментария для работы с ней. Мы знаем о существовании жизни после смерти из других источников.

Вы не можете взвесить душу или засечь ее приборами — но она у Вас есть. Как есть и надежда вечной жизни.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...