Сколько будут жить на свете христиане, столько будут они формулировать, что такое пост и зачем он нужен.
Кто-то скажет: пост — это знакомство с собой настоящим, обнаженным, лишенным привычных благ и заслонов.
Кто-то скажет: пост — время испытать себя, время доказать себе, что я властвую над своими желаниями, а не они надо мной.
А кто-то скажет: пост — это попытка ущемить себя ради Христа и через это стать к Нему ближе.
Все верно. В таких вопросах не бывает неправильных ответов, если они — изнутри личного опыта. И вот недавно я для себя нашел еще одно измерение поста. Пост — это когда чувствуешь: ты не один.
Поясню, что имею в виду.
Нередко мы спрашиваем самих себя и друг друга: «Хорошо, пост — время активизировать духовную жизнь, а что — в остальное время этого можно не делать?» Как спел в одной песне Андрей Макаревич, «сабантуй от поста до поста…»? Речь, надо полагать, конечно не об этом. А вот о чем.
Я могу вообразить себе человека, который в русле этой логики решит: «Возьму-ка и устрою себе всю неделю строгий пост. Не только же в раз в год строго поститься. Что за формализм! Даешь реальную духовную жизнь каждый день». Предположим даже — в порядке мысленного эксперимента — что такое решение благословлено духовником. Что почувствует этот решительный подвижник? Думаю, что я бы на его месте почувствовал себя… кем-то вроде городского сумасшедшего. Испытал бы что-то похожее на «тот неловкий момент», когда ты, например, с энтузиазмом запел в компании песню — но никто не поддержал, и ты голосишь один, а вокруг все вежливо недоумевают.Должно быть, в аналогичной ситуации вся ревность о посте у меня испарилась бы. Стушевался бы, подумал: «А может, и вправду я слишком заморочился? К чему все эти сложности, ограничения, подвиги? Когда вокруг сотни братьев по вере живут себе обычной нормальной жизнью…» И стремления к духовному подвигу — как не бывало.
Но такого, думаю, не случится, если на дворе — и вправду пост. Общий. Церковный. Когда это точно не просто твоя блажь. Когда в том же стремлении к глубокой духовной жизни пребывают многие. Когда с тобой вместе постится вся Церковь — община, собранная вместе Святым Духом вокруг Иисуса Христа.
Общецерковный пост и участие в нем дает ощущение небывало прочных горизонтальных связей — с миллионами людей, которых ты даже не знаешь, но чувствуешь их незримое плечо. И понимаешь: ты не один.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.