Туринская плащаница - это древнее льняное полотно, христианская реликвия, которая неоднократно подвергалась столь тщательной научной экспертизе. Длиной немногим больше четырех метров и метра в ширину, оно стало камнем преткновения для скептиков и тех, кто считает эту реликвию подлинной. Вот уже много веков в Италии, в туринском католическом соборе Иоанна Крестителя хранится плащаница, которой был обвит перед погребением Христос.
На Туринской плащанице отпечатался двухсторонний образ мужского тела во весь рост. Обнаружены следы кровоподтёков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Исследования показали, что изображение в совершенстве передает особенности анатомии человеческого тела, чего практически не удается достичь в изображениях, сделанных рукою художника.
Главный аргумент скептиков – то, что радиоуглеродный анализ датирует ткань тринадцатым-четырнадцатым веками, и как раз с середины четырнадцатого века известны первые свидетельства об этой реликвии. Однако не стоит забывать, что в научной среде со времени открытия семьдесят лет назад радиоуглеродного анализа и поныне не утихают дискуссии о его погрешностях. И ученые признают, что на результат могло сильно повлиять тепловое воздействие во время пожара тысяча пятьсот тридцать второго года.
Но та же экспертиза, которая могла разрушить достоверность предания, зафиксировала несколько поистине загадочных фактов. Было установлено, что образ человека на ткани нанесен без применения каких-либо красителей, то есть является результатом химических изменений самой ткани. Причем интенсивность цвета изображения вполне достоверно передает расстояние между тканью и завернутым в нее телом. Было также подтверждено, что кровяные пятна подлинные, кровь человеческая, редкой, четвертой группы. Более того, пятна крови появились на плащанице до возникновения на ней образа, поскольку кровь как бы экранировала ткань от изменения ее структуры. Этот факт породил множество версий, в том числе мысль о мощной вспышке энергии, породившей образ. Наконец, экспертиза обнаружила на ткани пыльцу растений, характерных для Палестины и других районов, по которым мог пролегать исторический путь Плащаницы.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.