Церковь Жен Мироносиц в Соликамске построена на средства богатого солепромышленника Максима Григорьевича Суровцева. Его участие в строительстве не случайно. Жители города считали, что к тому его подвел некий рок.
Издавна в Соликамске, как и по всей России, умерших хоронили у приходских церквей. С 1772 года высочайшим указом повелевалось «для погребения мертвых тел» отводить специальные места за городом. В Соликамске выбор пал на Суровцовское поле, владельцем которого и был Максим Григорьевич. Выбор был обусловлен тем, что поле практически не обрабатывалось, и на нем стояла древняя часовня. Никто уже и не помнил, когда и в честь какого события она построена.
По просьбе воеводской канцелярии, духовного правления и городского общества, Суровцев согласился отдать землю «в общее пользование». Будущее кладбище огородили, землю освятили. Для отпевания и поминовения усопших сначала пользовались часовней. Потом начали сбор средств на строительство церкви. Неизвестно, сколько бы собирали необходимую сумму, но вмешался Божий промысел.
Суровцев с семьей жил в Петербурге, изредка наезжая в Соликамск проведать дела на промысле. В один из приездов занемогла его горячо любимая супруга Феодора и в декабре 1774 года скончалась. Максим Григорьевич похоронил ее на новом кладбище и сам остался в Соликамске. На могиле жены Суровцев «своим иждивением» построил церковь, на которую соликамцы пытались собрать средства.
В храмозданной грамоте, данной епископом Лаврентием 11 июля 1776 года, говорилось: «Благословили мы вновь во имя святых Жен Мироносиц церковь и при ней колокольницу каменные построить. По строении же церковь убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием».
Возводил церковь мастер Иван Горбовский со своими сыновьями и артелью каменщиков. В пять лет храм был построен и освящен в 1780 году. Иконостас был небольшого размера и «резал» его тот же Иван Горбовский, а образа́ писал мещанин Петр Казанцев.
В числе утвари упоминался серебряный позолоченный напрестольный крест с мощами, на котором была надпись: «От создателя Максима Суровцова». Умер он в 1786 году и был погребен в самой церкви рядом с могилой жены. Место его захоронения указывала чугунная плита. Память о Максиме Григорьевиче сохранялась в течение многих лет.
В 1929 году, как водится, церковь была закрыта. В 30-м году на кирпич разобрали колокольню, главу и ограду кладбища. Некоторое время в «обезглавленной» церкви даже жили люди, нимало не смущаясь соседством с массой усопших. А позже кладбище стало зыбким воспоминанием – его сравняли с землей.
К счастью в 2000 году начались работы по восстановлению церкви, которые благополучно завершились. И впервые за свою более чем двухсотлетнюю историю церковь Жен Мироносиц в Соликамске стала не кладбищенской, а приходской.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.