Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе – одна из немногих церквей в столице, которые никогда не закрывались.
По-другому храм еще именовали «в Кузнецах». Собственно, и одно и второе наименование подсказывало место нахождения храма – Кузнецкая слобода.
Предположительно, Кузнецкая слобода появилась в Москве в период конца 15-го – начала 16-го веков. Церкви же в слободах, как правило, строились практически одновременно с самим слободами. И в самом деле – первая, еще деревянная церковь, была построена здесь в 1491 году.
О ее облике нам ничего не известно. Но кое-какие предположения сделать можно, основываясь на знании тогдашней обыденной слободской жизни.
Прежде всего отметим, что жители московских слобод изначально объединялись по профессиям. Если же говорить о кузнецах, то, видимо, прежде всего перед глазами встает стандартный образ человека, кующего подкову или еще какую мелочь. Оно, конечно, и так – мелочь тоже ковали. Но среди кузнечных изделий числились и щиты, и луки, и панцири, и кольчуги, и топоры, и алебарды, и сабли – вещи весьма технологически сложные - и оттого недешевые.
Мало того. Все эти изделия именовались с определением «московский». При этом понятие, скажем, «московская сабля» обозначало не только место производства, но и качество. За что и ценили эти изделия не только свои, но и иноземные покупатели, причем зачастую оптовые.
Из сказанного можно сделать вывод, что кузнецы были людьми небедными. И, к слову, жители всех профессиональных объединений-слобод серьезным образом поддерживались властями как надежда и опора.
Отсюда – и Церковь Николая Чудотворца строилась, скорее всего, всем миром, и бедною явно не была.
Однако же пожары московские привели к тому, что уже в 1683 году была построена первая каменная церковь. В 1805-м ее разобрали и на месте этом построили новую, в стиле ампир.
Напомним, что стиль ампир – это «королевский стиль», о чем, и говорит само название: сравните «ампир» и «империя». Театральность оформления, обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, которые как бы отсылают нас к стилю древней величественной римской империи.
Упомянем же еще и о старинной храмовой святыне Церкви святителя Николая в Кузнецах, в Вишняковском переулке, д. 15.
Это Икона Божией Матери «Утоли мои печали».
Контакты: церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе
Адрес: 113184, Вишняковский пер., 15
Как проехать:
м. «Павелецкая», «Новокузнецкая», трамв. 3, 39, А
Адрес сайта: nikvkuz.ru
Схема проезда:
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.