В начале 2014 года на экраны страны вышел фильм Алексея Германа по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Книга поднимает непростой вопрос об обратном воплощении, о том, как бы чувствовал себя человек, оказавшись на месте мудрого и милосердного Бога, хватило бы ему терпения и любви? Ведь как правило, мы мало задумываемся о том, как Богу живется с нами, что стоило вывести нас на должный нравственный и социальный уровень. Даже в тяжелой жизненной ситуации человеку более свойственно предъявлять Богу претензии, обвинять Его в том или ином несчастье. Мы даже придумали целую богословскую науку, которую назвали «теодицеей», то есть богооправданием, где, используя нравственные и житейские аргументы, пытаемся оправдать Бога перед лицом человеческого горя.
Впервые эта тема появляется в библейской книге Иова, где главный герой, ветхозаветный праведник Иов, после тяжелейших жизненных испытаний, выпавших на его долю, слышит от своих друзей слова о том, что Ему нужно проклясть Небо, так как с таким несправедливым Богом жить тяжело. И впервые, книга Иова обращается к своему читателю с вопросом, что мы знаем о судьбах Божиих и устройстве этого мира, о том, как все устроено, для того, чтобы судиться с Творцом?
Стругацкие же предприняли попытку посмотреть на привычные нам вещи с другой метафизической стороны. Нечто подобное проделывал и Клайв Стейплз Льюис в своих «Письмах Баламута», где опытный бес дает инструктаж по соблазнению людей, через что писатель показывает тончайшие духовные ошибки. «Трудно быть Богом» поднимает тему. Если можно так выразиться, «раскаивающегося Бога». Эта тема не раз встречается в Ветхом Завете. Уже в шестой главе книги Бытия читаем: «раскаялся Господь, что создал человека на земле и воскорбел в сердце своем» (Быт.6:6). Эта же тема повторяется в книге Царств, при описании царя Саула: «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар.15:35). Даже в Евангелии можно встретить слова Спасителя о том, что по человеческой Своей природе Ему не так уж и просто с людьми. Помните в Евангелии от Матфея, когда ученики не смогли исцелить бесноватого, Господь произносит страшенные слова: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). В своем толковании на это место святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда же говорит: «доколе буду с вами», показывает опять, что для Него смерть вожделенна и переселение отсюда составляет предмет желания, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними». Ужасные слова, тяжелые, слова, о которых мы мало задумываемся, но о которых задумались Стругацкие.
Повесть Стругацких, пожалуй, первая в мировой литературе попытка поразмыслить о том, каких усилий и терпения стоило Богу нравственное воспитание людей, приведение их к достойному уровню цивилизованной, культурной жизни. А чтобы тема лучше воспринималась читателем, Стругацкие ставят на место Бога ученого.
Действие книги происходит на далекой планете, в государстве Арканар, куда с земли пребывает главный герой дон Румата. Арканар пока еще очень отсталая планета, переживающая смутные и мрачные времена. Власть захватили люди, преследующие мало-мальски умных людей и всех, кто способен на нравственное чувство. Лесть, интриги, жестокость – основные характеристики жителей. Цель же экспедиции землян - наблюдать за аборигенами и ждать, пока они повернутся в сторону гуманизма, гигиены и морали. Основное требование – ни во что не вмешиваться. Поэтому благородный дон Румата вынужден пассивно наблюдать за развратом и кровавой вакханалией, в которой погибают люди, достойные иной жизни. Герой повествования осознает, насколько трудная роль у бога – терпеть, прощать и любить людей, которые пока еще безнравственные и отсталые. «Здесь нужно быть боровом, а не богом», - кричит Румата в гневе. «Подумать только! – продолжает он, - до сих пор вся Земля воображает, что самыми сложными проблемами занимается нуль-физика»… В Арканаре Румата начинает понимать, что самая сложная задача для человека – нравственная.
Конечно, у Стругацких была амбициозная задача - показать человека в роли бога. Но смысл в том, что в произведении нет никаких богов, ни одного. Все одинаковы. Потому что более развитые технологии и огромный багаж знаний не делают даже дона Румату творцом. Ему временами становится трудно оставаться человеком, а не то, что быть богом. Убивают возлюбленную дона Руматы, и его терпению приходит конец. Он срывается и идет мстить, рубя по дороге всех подряд. Получается, что благородный дон Румата такой же примат в душе, как и остальные жители Арканара. И никакой научно-технический прогресс, и светлое будущее не способны его нравственно изменить. Все это делает фильм Германа чем-то очень безнадежным для будущего, но очень ценным для понимания настоящего.
«Трудно быть богом» можно было бы отнести к разряду авторских фантазий, если бы не умение братьев Стругацких через фантастику поднимать важнейшие нравственные темы. И, конечно же, при вдумчивом чтении в произведении видна параллель с евангельским Христом. Однако дон Румата абсолютный антипод Христа. Разочаровавшись в людях, дон Румата улетает домой, на землю. Христос же, столкнувшись со злом во много раз превосходящим то, что выпало на долю Руматы, восходит на Крест. Он не отверг человечество, Он отдал Себя до предельного истощения ради его исправления и спасения. Потому что Он подлинный Бог, любящий Своих детей даже в самой грязной и неблагодарной обстановке. Вот в чем смысл названия фильма и одноименной книги. Быть Богом действительно трудно. Потому что Он должен не только ждать, терпеть и наблюдать, но действовать, верить и отдавать Себя за жизнь мира. Человеку это не возможно, Богу же возможно всё...
Алексей Юрьевич Герман снимал свой последний в жизни фильм как своеобразное напоминание о том, из какой «тени смертной извёл нас Господь» (Пс. 4:22) и насколько непостижима, по человеческим меркам, мера Его милосердия, терпения и любви.
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение