Праздник Сретения Господня, как общецерковное торжество, был установлен в Византийской империи в середине шестого века. Из-за разницы в календарях западные христиане стали отмечать праздник Сретения Господня раньше, второго февраля по новому стилю. Это связано с тем, что Сретение имеет чёткую временную привязку - встреча Святого семейства с праведным Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной случилась на сороковой день после Рождества Христова.
В западных странах Сретение ещё называют "Днём свечей". Издавна в это время там начиналась пора карнавалов. Самое первое шествие происходило во время праздничной Сретенской службы, как во времена Юстиниана. Перед мессой совершалось благословение свечей, верующие зажигали их и шли крёстным ходом.
В этом обычае можно уловить отголоски языческих обрядов кельтских, германских и славянских племён. В большинстве аграрных культур существовал зимний праздник огня и солнца. Он отмечался в начале февраля, когда солнечный день заметно прибывал. В русском земледельческом календаре это время тоже выделяли особо и называли "встречей зимы и весны". «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», - говорили в народе.
Церковь адаптировала эти традиции и наполнила христианским смыслом. Ведь в Святом Писании Спаситель часто называется "Солнцем Правды". Святой Симеон Богоприимец в день Сретения Господня держит на руках Богомладенца и восклицает: "Ибо видели глаза мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников".
В Православной Церкви также существует особый чин благословения свечей на Сретение. В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: "как эти свечи, огнём видимым возженны, ночную тьму прогоняют, так сердца наши невидимым огнём, который есть свет Святого Духа, будут просвещены и слепоты всяческой избежат...".
Сретенские свечи хранят весь год и зажигают во время молитвы как и другие освящённые свечи. Как правило, их берегут до особого случая и возжигают во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай использовать эти свечи на богослужениях Великого поста: при чтении канона Андрея Критского, страстных Евангелиях.
К сретенским свечам принято относиться благоговейно, но Церковь призывает не искать в них магии. Они - лишь напоминание о радостном и великом празднике.
С недавних пор к торжеству Сретения Господня приурочен День Православной молодежи. Идея отмечать его принадлежит Всемирному Православному Молодежному Движению «Синдесмос». В тысяча девятьсот девяносто втором году начинание благословили и поддержали предстоятели всех Поместных Церквей. В епархиях Русской Православной Церкви в этот день проходят просветительские и миссионерские акции, Сретенские встречи молодежи с духовенством, а также праздничные балы.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых