"Тихая музыка классической гитары". Светлый вечер с Кириллом Волжаниным (эф. 21.04.2016)

Светлый вечер - Волжанин Кирилл (эф. 21.04.2016) - Часть 1
Поделиться
Светлый вечер - Волжанин Кирилл (эф. 21.04.2016) - Часть 2
Поделиться

Кирилл ВолжанинУ нас в гостях был гитарист, руководитель студии “Тихая музыка” Кирилл Волжанин.

Мы говорили об истории классической гитары, и о том, почему Паганини говорил, что все инструменты нарушают тишину и только гитара ее создает.

 

______________________________________

В.Емельянов

Здравствуйте! Вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов.

А.Пичугин

Алексей Пичугин. Здравствуйте!

В.Емельянов

Мы рады приветствовать нашего сегодняшнего гостя. У нас сегодня в гостях уникальный человек, музыкант, гитарист-виртуоз, исполнитель и композитор, и художественный руководитель студии «Тихая музыка» Кирилл Волжанин. Здравствуйте, Кирилл!

К.Волжанин

Здравствуйте, Владимир и Алексей.

А.Пичугин

Здравствуйте!

Наше досье:

Кирилл Волжанин родился в 1968 году в Казани. С отличием окончил музыкальное училище по классу классической гитары. С шестнадцати лет начал работать гитаристом в филармонии, фольклорных коллективах. С 1993 года продюсер студии записи «Союз рекордз» в Москве. С 2000 года – композитор и педагог. Дипломант и лауреат международных конкурсов исполнителей на классической гитаре. Основатель и художественный руководитель студии «Тихая музыка».

В.Емельянов

Вот сразу о названии и о проекте, о студии «Тихая музыка», и с этого и начнем. Откуда такое название, и я, так понимаю, что оно не случайно?

К.Волжанин

Название связано, конечно, с гитарой, как с инструментом, который несет определенное состояние души, вот классическая гитара. Она настраивает человека, если играть ту музыку, которая идет гитаре, скажем так, гитарную музыку, то это та музыка, которая настраивает на тишину в душе, и у нас даже на нашем сайте «Тихая музыка», у нас там слова Паганини о том, что все другие инструменты нарушают тишину, а гитара ее создает. Паганини, как известно, был тоже неплохим гитаристом, и знал, о чем говорил.

А.Пичугин

Ну, вот об этом мы, честно говоря, меньше знаем гораздо, чем о его скрипичных увлечениях.

К.Волжанин

Ну, и скрипачи, и гитаристы знают Паганини, как еще и гитариста, почти профессионального, потому что он владел гитарой превосходно, и много сочинял для скрипки и гитары. Еще был такой русский гитарист-семиструнник Семен Аксенов, и он говорил о том, что люди, которые обвиняют гитару в тихости и негромком звуке, они не понимают сути этого инструмента. Это тоже есть такое его, известное гитаристам, высказывание.

А.Пичугин

А в какое время он жил?

К.Волжанин

Он жил в XVIIIXIX веке.

А.Пичугин

Вот. Это просто он не добрался до середины XX века, до конца, когда гитара стала настолько общим инструментом, и настолько громким, что… Ну, это уже, правда, к классической гитаре и к классической музыке отношения не имеет.

К.Волжанин

Ну, к классической гитаре не имеет, да. Но на классической гитаре тоже пытаются разную музыку играть, которая, на наш взгляд, на мой и моих единомышленников, она гитаре не очень идет.

В.Емельянов

А давайте мы непосредственно к мастерам гитарным, непосредственно к самому инструменту, гитара, вообще, которая и выглядит потрясающе просто, и Маккартни про нее замечательно сказал, и так далее. Это мы поговорим чуть позже. У нас более чем достаточно времени. Все-таки закончим про «Тихую музыку», чтобы и мы, и наши слушатели понимали цель создания этой студии. Она обучающая. Я так понимаю, что у вас лейбл свой, вы выпускаете там, да? Какие-то пластинки и, более того, я удивился, что у вас существует музыкально-литературная композиция, например, на произведения замечательного нашего русского писателя Константина Паустовского. Опа! И я вот так даже… У меня было такое легкое недоумение. Так что, рассказывайте подробно.

К.Волжанин

Гитара – это собирательный инструмент. Это, можно сказать, символ для нас. Символ почему? Потому что вообще музыкальные инструменты, именно инструментальные, все, кроме вокала, начиналось со щипковых, и, соответственно, с духовых. И гитара – это потомок древних щипковых инструментов, в которые входила и псалтирь царя-пророка Давида, который с ее помощью писал свои замечательные псалмы. И, в общем, не просто же так изображают тоже… Это, конечно, все символично то, что изображают небесных ангелов с какими-то лютнями, и все это возбуждает в душе определенное состояние.

В.Емельянов

Античная Греция – кифары там.

К.Волжанин

Да. Это несет в себе определенное состояние, которое можно при правильной музыке для гитары, или для арфы – это немножечко, можно сказать, надмирно звучит и соответственно настраивает душу. Это очень близко с тишиной, потому что весь мир бурлит, шумит, а тишина становится все большим и большим дефицитом сегодня для человека.

В.Емельянов

Кирилл, я хотел сразу спросить по поводу тишины. Это также имеет отношение к разговору о тихой музыке. Сейчас я не знаю, так вообще происходит или нет, но вот еще мое поколение, когда мы были подростками, я думаю, сейчас точно так же все: по подъездам, по паркам, с гитарой. Хотя я, честно говоря, вот сейчас не вижу так вот, чтобы кто-то прям с гитарой за спиной, которая на веревочке или на ленточке с бантиком на грифе, вот так вот ходили.

А.Пичугин

Ну, их много.

К.Волжанин

Много.

В.Емельянов

Да?

А.Пичугин

Я, как где-нибудь бываю около института какого-нибудь, сразу вижу порядком студентов, идущих вот именно с гитарой с бантиком куда-нибудь в сторону подъезда или в магазин.

В.Емельянов

Вот. Значит, все происходит точно так же, как и в Вашей юности, и в нашей. А вот вопрос такой: у Вас, как музыканта, который занимается классической гитарой, и привык к несколько, скажем так, иному звучанию этого инструмента, не очень Вас задевает, что такой инструмент терзают и поют на ней иногда не Бог весть что.

К.Волжанин

Да это всегда так было.

В.Емельянов

И всегда так будет.

К.Волжанин

Всегда так будет, да. Потому что даже если полистать историю музыки, то в Европе все эти менестрели, они то же самое делали, собственно говоря. Немножко было другой, может быть, инструмент, другие песни, но принцип был то же самый. Это романтика, это романтизм, который гитара, она может нести какое-то надмирное, надмирную музыку, но также она и несет и чувственную музыку, и в этом ее гибкость. Чувственное, романтизм, любовная тема на ней звучит великолепно. И, кстати, благодаря этому в большей степени, это инструмент самый популярный во всем мире сегодня, можно сказать. Даже, я считаю, баян или какие-то другие вещи, народные инструменты, они уже уступили гитаре.

А.Пичугин

А Вы же с баяна начинали.

К.Волжанин

Я на баяне играл, да.

А.Пичугин

А мостик как был перекинут?

К.Волжанин

У меня отец – учитель музыки, и он меня учил и на фортепиано, и на баяне потом я учился, но гитарой я сам начал заниматься. Не благодаря папе, а именно сам. А все остальное – благодаря папе. Он много в меня вложил, а гитару я полюбил самостоятельно.

В.Емельянов

Но Вы гитарой начали заниматься как вот правильно, то есть Вы пошли сознательно в музыкальную школу, сев на троллейбус, и так далее, или все-таки начиналось все с бренчания дома на тахте?

К.Волжанин

Такой период бренчания был, может быть, месяца два, а потом все-таки мне захотелось учиться, и я начал учиться.

В.Емельянов

Серьезно, да уже?

К.Волжанин

Да, уже серьезно заниматься. Но такой период тоже был, скажем прямо.

В.Емельянов

Ну, и потом, когда парень с гитарой – это, в общем, опять же, возвращаясь к романтике и все такое прочее, девушки, конечно, на такого мальчика больше внимания обратят. Поэтому, когда я… Ну, у меня есть приятели музыканты, и даже несколько друзей, с которыми мы как-то говорили на эту тему, они говорят: ну, слушай, ты же понимаешь, что вот я, и вот я выхожу с гитарой – и вот эти вот все первые семь рядов, они, в принципе, мои. Но, там, правда, речь о других гитарах и о другой музыке совсем, но, тем не менее, это так. Скажите, пожалуйста, этот проект «Тихая музыка» – он еще и какой-то образовательный? То есть, к Вам приходят ребята заниматься, или не только ребята?

К.Волжанин

Конечно, гитаристы классические – те, которые занимаются классической гитарой, у них такой, можно сказать, образ жизни – это концерты и преподавание. Поэтому многие наши гитаристы, артисты, с которыми сотрудничаем, они преподают в музыкальных школах, частным образом – так или иначе – это всегда связано с преподаванием. Потому что количество концертов – мы, к сожалению, не можем сделать таким, чтобы нам просто только на концертной деятельности обеспечить себя.

А.Пичугин

Это Ваше основное, это Ваше ремесло, Ваш хлеб?

К.Волжанин

Да. Но студия выпускает диски в сотрудничестве с компанией United Music Group, объединенной дистрибуции, и, в общем, можно всегда нашу музыку послушать в сервисе Яндекс.Музыка бесплатно, можно скачать соответственно iTunes, Google, и приобрести диски. Но с дисками сейчас проблемы, потому что диски перестали покупать, поэтому…

В.Емельянов

Нет, почему? Может быть и нужны, например, я просто принципиально собираю джазовую коллекцию, скажем, именно дисков.

А.Пичугин

Но мы с тобой про пластинки говорили.

В.Емельянов

Мы говорили с тобой про пластинки, Леша, но это неподъемные деньги. Не проблема купить пластинку. Проблема купить хорошую аппаратуру – стоит она дорого, и это не просто проигрыватель для пластинок, это должна быть серьезная, хорошая вертушка, это должен быть отличный усилитель, желательно ламповый – стоит это баснословных денег, потому что только известные бренды выпускают. Это должны быть прекрасные мониторы, и что самое, вернее не самое главное, но что немаловажно – это должны быть хорошие кабели.

А.Пичугин

Да. Но вот ценители как раз здесь и будут страдать, потому что общая масса потребления, потребляющих музыку – им диски не нужны, а ценителей – несколько процентов.

В.Емельянов

И купить сейчас диски, кстати.

К.Волжанин

Мы надеемся, что диски вернутся. Почему? Потому что закрываются магазины, наверное, уже большинство крупных магазинов закрылось.

В.Емельянов

А их нет в Москве, да.

К.Волжанин

Почему? Потому что перенасыщение поп-музыкой. И когда вот эта волна схлынет, то все равно какое-то количество магазинчиков останутся, которые будут продавать классическую музыку. Ну, скажем, на Маяковке – там все равно отдельчик остался – вот этот магазин «Мир Музыки» на «Маяковской». Там отдельчик остался небольшой. Он, правда, был раньше больше – сейчас он стал меньше. В любом случае, ты можешь прийти туда, купить хорошую музыку.

В.Емельянов

Ну, можно еще какие-то там, да. И в книжных магазинах кое-что посмотреть, и в «Доме Книги» есть там…

А.Пичугин

Давайте к музыке обратимся.

В.Емельянов

Да.

А.Пичугин

У нас как раз время послушать композицию. Какую?

К.Волжанин

Можно начать с первой композиции в моем альбоме, называется она «Зимний этюд».

В.Емельянов

А альбом как называется?

К.Волжанин

Альбом называется «Нега». А композиция тем еще интересна – то, что я ее записывал в таких условиях, когда пошел дождь, а у нас загородный дом в Рязанской области, и вот на втором этаже у меня студия. Это не студия в том понимании, как она обычно бывает, но такое рабочее пространство, и я открыл форточку – дождичек покрапывал, и когда я начал ее играть, дождь усиливался.

А.Пичугин

«Riders on the Storm» напоминает.

К.Волжанин

Да. И вот по мере того, как я ее играл, град пошел в конце – по крыше долбит. И это тихонечко-тихонечко в этой композиции слышно. Я ее решил оставить так, как есть, не перезаписывать, потому что сыграл я ее от начала до конца по вдохновению, и все вот это вместе с дождем с нарастающим – его правда там, люди, когда слушают тихонечко – они его не слышат, но если погромче сделать, то, конечно слышно.

В.Емельянов

Сейчас послушаем. Я надеюсь, что в тот момент, когда мы будем слушать здесь и наши слушатели у себя дома, надеюсь, что никаких природных катаклизмов не произойдет.

 

В.Емельянов

Очень красиво и очень хорошо то, что дождик прошел, и это слышно на записи. У нас сегодня в гостях Кирилл Волжанин – гитарист-виртуоз, исполнитель и композитор, художественный руководитель студии «Тихая музыка». Я подумал, знаете, о чем, Кирилл – что очень хорошо то, что слышно все то, что происходит с природой, потому что люди тужатся-пыжатся, где-то подыскивают что-то похожее, чтобы подложить, сделать такой бэк как бы, а тут вот все происходит само собой. Жалко, что детей – кстати, Вы сказали, что дети прибежали потом – что их не слышно.

К.Волжанин

Да. Дети прибежали потому что мама вышла, и они ее потеряли, и они побежали ко мне – у них была такая паника, и это все тоже было в записи, я просто потом вырезал, потому что альбом такой нежный, и вдруг там будет такой эпизод.

А.Пичугин

А многие действительно что-то там тужатся, пытаются подложить искусственный дождь или непонятно где и как. Я недаром вспомнил «Riders on the Storm» – я очень люблю Джима Моррисона и The Doors, но при этом вот там, в этой композиции дождь не настолько естественно-натуральный, хотя он там все пять минут играет, звучит, идет.

К.Волжанин

Я Вам больше скажу. Мы сторонники таких вещей, когда… Сейчас, мне кажется, вообще это нужно применять, потому что все средства у всех есть. Есть камеры HD, все это недорого стоит, можно все это записывать и ловить такие моменты, когда это естественным образом происходит. Вот, скажем, мы записывали… Есть такой гитарный квартет Фраучи.

А.Пичугин

Наш?

К.Волжанин

Да, наш. Наши русские музыканты, ученики Александра Фраучи, известного в мире классической гитары. И мы решили записывать. Нашли помещение в Нескучном саду. Вот здесь, недалеко от вас, есть домик графа Орлова.

А.Пичугин

Да, конечно.

К.Волжанин

Да. И мы послушали там…

В.Емельянов

Это там, где библиотека раньше что ли, была?

А.Пичугин

Да.

К.Волжанин

Да. И там наши друзья арендовали фотостудию, сделали, и они нам любезно предоставили возможность там записать. Мы нашли комнату, ее оборудовали, закрыли там подушками окна, чтобы не было слышно детвору. Проходящих по Москве-реке пароходиков.

К.Волжанин

И там записали. Можно послушать его в Яндекс.Музыке – там такой звук! Натуральный. Там потолки под пять метров. И вот ребята сидели, мы записывали – мы за три-четыре дня записали пластинку.

А.Пичугин

А я у всех музыкантов, которые к нам приходят… Часто, по крайней мере, спрашиваю. Мне не так давно попалось в руки интервью одного очень известного исполнителя российского, который жаловался, что у него самого очень большая студия, довольно известная: что в России записывать нельзя. Тут человек как бы уже перечеркивает свое собственное творчество. «В России записывать нельзя, поэтому я свой альбом часть записал в Стокгольме, часть – в Лондоне, сводилось все это в Финляндии, потом доделывалось еще где-то – ну, конечно, потому что в России с русскими музыкантами и писáться, и работать невозможно». Вы говорите, у Вас своя собственная студия. Все-таки, в классической музыке чистота звука гораздо важнее, чем вот у того человека, который жаловался. Вас устраивают возможности?

К.Волжанин

Устраивает вполне. Я вообще долгое время, определенное время занимался звукорежиссурой: работал в системе студии «Союз» в 1990-х годах, и даже продюсировал какие-то коммерческие проекты, включая такие коллективы, как «Ляпис Трубецкой», «Сюткин и Компания», и поэтому со звуком я научился работать в то время – на них, бедолагах, научился, теперь вот, применяю. Но, правда, они не сказать, что недовольны, потому что все эти пластинки были дебютными, и все они были, в общем, успешными. А сейчас, учитывая то, что это гитара, это, в основном, они или два, или максимум, четыре инструмента – то оборудования вполне хватает для того, чтобы это красиво записать. Но я всегда говорю, когда говорят про оборудование: нужно понимать, что оборудование – оно пишет то, что звучит. Поэтому нужно думать о помещении, об инструменте, о расстоянии, о том, что будет вокруг.

А.Пичугин

Но зачем-то же человек едет свои три аккорда записать в Эбби-Роуд.

В.Емельянов

Понты.

А.Пичугин

В ламповый микрофон 1938 года, чтобы потом всем об этом рассказать.

В.Емельянов

Ну вот, понты.

К.Волжанин

Я тоже считаю, что это из области вот этой вот, того, что ему надо куда-то поехать.

В.Емельянов

Нет. Что касается, предположим – я понимаю, о ком ты говоришь – видимо речь идет о музыкантах группы «Машина Времени».

А.Пичугин

Да.

В.Емельянов

Леша, но ты понимаешь, как вот… Если человек фанат, предположим старых американских автомобилей, и он, будучи на Кубе на какой-то, один этот старый американский автомобиль, сделанный из шести, но он, тем не менее, каким-то образом катится, и тут ему предлагают: слушай, а давай вот – тут двести километров всего лететь, или сколько у них там, до Америки – есть прекрасный экземпляр. Продавать – не продадут, но дают в аренду недорого просто покатаешься на машине 1950-х годов или 1960-х, вот эти, гигантизм этот в автомобилестроении.

А.Пичугин

Как ты мечтал всегда.

В.Емельянов

Да. Как ты всегда мечтал и хотел. Я думаю, что парни из «Машины»… Ну, как парни – деды из «Машины», они тоже, наверное, им было по приколу поехать туда, где писались их кумиры когда-то – вообще просто это атмосфера. Но когда – еще ваше немножко драгоценное внимание займу – довольно продолжительное время я работал на музыкальной радиостанции, и мне наш звукорежиссер – а у нас периодически к нам приходили музыканты просто в гости или по поводу выхода нового альбома, иногда с инструментами, и так далее. И молодые тоже приходили, и вот у нас был звукорежиссер замечательный, невозмутимый совершенно человек, которого вообще ничем не прошибить, и пришла какая-то молодая команда – мы хотели, чтобы они спели как-то, хотя бы на акустике минимальной – то, что у них было с собой. И начался вот этот вот, тоже эти понты: «А вот это не то. А вот тут он сейчас – ага, вот этот кабель не пойдет», и все такое прочее. И этот бедный наш звукорежиссер измучался. На следующий день пришли два музыканта известной группы «Чайф»: Вова Бегунов и Вова Шахрин. С двумя гитарами. Мы говорим: наверное, у нас тут не очень-то вот тут, в нашей студии, как бы так. Они говорят: нормально, сейчас все сделаем. И прекрасно спели, и сыграли. В итоге резюме сделал наш звукорежиссер: вот чем лучше человек и профессиональнее это делает – ему совершенно безразличны микрофоны и провода. Если человек играть не умеет, и стихи у него фиговые – вот это все начинается сразу.

К.Волжанин

Да. Он начинает искать опору в другом.

В.Емельянов

Да.

К.Волжанин

Но на самом деле я еще хотел сказать: звук – это дело мистическое.

В.Емельянов

Да.

К.Волжанин

Очень мистическое. Поэтому, когда ты делаешь какую-то работу, то ты не должен рассчитывать на себя здесь. Ты должен понимать, кого ты пишешь, зачем ты пишешь, и кто ты сам.

А.Пичугин

Подходов каких-то стандартных просто быть не может.

К.Волжанин

Да. И всегда нужно понимать то, что на звуке можно сойти с ума. То есть ты будешь работать, что-то делать – сойдешь с ума, а звук будет только хуже и хуже. Здесь нужна доля веры в то, что все равно будет так, как должно быть.

В.Емельянов

А Вы сами себя пишете? Вы сами себе и звукорежиссер?

К.Волжанин

Что там писать?

В.Емельянов

Вы говорите, что можно сойти с ума, улучшая. Но тут действительно, конечно, может быть, именно стороннее ухо профессиональное лучше.

К.Волжанин

Конечно. Надо советоваться. Если ты сам работаешь – надо кому-то давать слушать, и как-то искать стороннее мнение, потому что, когда ты сам – это не есть хорошо. Когда ты работаешь с другим кем-то, то ты можешь себе больше доверять, нежели, когда ты записываешь свою музыку.

В.Емельянов

Вы знаете, это очень напоминает телевидение или кинематограф, потому что может один режиссер работать с конкретным монтажером, а с другим – не может. Они не чувствуют друг друга. Хотя, казалось бы, что монтаж? Делай то, что тебе режиссер говорит: здесь склей, вот это в корзину, это оставляем про запас. Нет. Не так-то это все просто. У меня была возможность понаблюдать это краем глаза – как рождается фильм, именно на монтажном столе – собственно, где он и рождается, по большому счету. И там страсти царят такие, что мама не горюй: там тарелки летают, кружки в людей.

А.Пичугин

Там не один режиссер сидит, решает – это оставляем, это вырезаем, это… Я просто не знаю.

В.Емельянов

Нет. Там продюсер… Там какая-то команда людей. Нет.

К.Волжанин

Слушайте. В кинематографе – может быть стоит уделить этому пару минут – дело в том, что у нас все с ног на голову. У меня друзья – тоже гитаристы, работали в фильме с Хабенским про Льва Лещенко. И там все наоборот. В принципе, сначала звук записывается, а потом фильм под него можно что-то там снять. А они – все наоборот. Они в сценах снимали, как певец поет, а они играют, а потом в студию садились, смотрели на изображение, и пытались себя повторить.

В.Емельянов

Это же сложнее.

К.Волжанин

Да это, во-первых, сложнее. А во-вторых, – это просто безграмотно. И к сожалению, наш кинематограф, он этим страдает. И по поводу музыки хочу свои пять копеек вставить: музыка ужасная у нас. Все фильмы, режиссеры, на мой взгляд, не понимают, что фильмы существуют только для того, чтобы доносить гениальную музыку. Потому что все это преходяще, все эти сюжеты, фильмы, то, что они напридумывали, а музыка – она остается: «Шербургские зонтики» никто не будет помнить. Все будут помнить эту музыку.

А.Пичугин

А вот это очень интересное утверждение. Мне кажется, тут надо просто больше времени ему уделить. И сейчас, после музыки, и небольшого перерыва мы с Вами об этом обязательно подробнее поговорим. А что мы будем слушать?

К.Волжанин

Можно послушать, есть такая композиция в моем альбоме, называется она «Умиление», и она звучит в еженедельной программе нашего батюшки, духовника нашей семьи отца Луки Степанова, который ведет передачу на телеканале «Союз». Передача называется «Душевный вечер». Они сделали там заставку на основе этой темы.

В.Емельянов

Кирилл Волжанин, «Умиление». Эта композиция тоже из альбома «Нега»?

К.Волжанин

Да.

В.Емельянов

На радио «Вера». Мы продолжим наш разговор буквально через минуту. В студии Владимир Емельянов.

А.Пичугин

Алексей Пичугин.

 

А.Пичугин

И вновь мы возвращаемся в эту студию, где сегодня я – Алексей Пичугин.

В.Емельянов

И я – Владимир Емельянов.

А.Пичугин

Мы говорим с композитором и гитаристом Кириллом Волжаниным. Интересное утверждение по поводу того, что главное в фильме – это музыка, что сюжет может уже забыться через какое-то время, что он не так и важен, а вот музыку будут помнить. Конечно, есть целая серия прекрасных дисков и прекрасных, как сейчас говорят, саундтреков – музыки из кинофильмов, но ведь есть огромное количество немузыкальных фильмов, где какая-то тема где-то там в отдалении звучит, но главное, все равно, сюжет.

К.Волжанин

На мой взгляд, это – позиция режиссера фильма.

А.Пичугин

Это упущение, то есть?

К.Волжанин

Да. Это просто упущение, потому что тот режиссер, который пришел к Дашкевичу, и начал его терзать, чтобы он написал музыку к Шерлоку Холмсу – он был… Он хотел этого, он понимал…

В.Емельянов

Какая музыка ему нужна.

К.Волжанин

Да. Он понимал, в чем сила музыки.

В.Емельянов

Ну, или скажем… Давайте вспомним про Никиту Михалкова и его первый фильм, я так понимаю, большой, масштабный, первая картина его «Свой среди чужих, чужой среди своих» – Эдуард Артемьев, и который с ним работал на протяжении очень многих картин.

А.Пичугин

До сих пор работает.

В.Емельянов

Или, скажем, Петров – наш замечательный композитор. Каким бы был, например, «Осенний марафон», если бы не было музыки Петрова. Да нет, но что и говорить.

К.Волжанин

Да. Или «Берегись автомобиля».

В.Емельянов

Рязанов вообще этому огромное значение придавал. Огромное. А были бы «Семнадцать мгновений весны», если бы не музыка Микаэла Таривердиева?

К.Волжанин

То есть современные кинорежиссеры, они обкрадывают себя, просто обкрадывают. Я не говорю о публике, просто себя. Они делают… много вкладывают средств, усилий, своего сердца в этот фильм, но лишая его характерной музыки – они лишают его, на мой взгляд, более пятидесяти процентов его успеха.

А.Пичугин

А может им просто не к кому идти? Они не знают людей, они не пойдут, может быть, к Эдуарду Артемьеву, а так у них в кругу общения – все же пытаются в творческих коллективах искать среди друзей – а у них среди друзей нет таких.

В.Емельянов

Леша, ты понимаешь, в чем дело? Они, может, и пойдут к Эдуарду Артемьеву, но просто они придут, ему покажут сценарий и расскажут, о том, что они хотят снимать – и они пойдут обратно сразу.

А.Пичугин

Ну да, или так.

В.Емельянов

Учитывая личность Эдуарда Артемьева.

К.Волжанин

Может быть, они и не пойдут, но мне кажется, тут дело в другом. Здесь просто элементарная экономия, потому что музыка хорошая, чтобы ее написать, это сложно, и это не так просто для фильма написать музыку. Либо это должен быть какой-то маститый автор, либо это может быть и начинающий, но талантливый. Но, во-первых, надо его вычислить, надо его понять, надо иметь для этого… Какую-то часть мозга надо уделить этому. Это серьезная проблема – найти композитора для фильма.

В.Емельянов

Прекрасный композитор и музыкант Дейв Грузин, когда его спросили по поводу того, а что вы больше всего любите: просто концерты или дома, для себя поиграть? Он говорит: вы знаете, самое большое наслаждение я получаю тогда, когда сочиняю музыку к фильмам. Я вам просто напомню буквально несколько картин: «Кондор против кондора», «Тутси» – тот же самый фильм – это, конечно, все 1970-е – 1980-е годы, но тем не менее. Это был его расцвет. Можно много еще картин перечислить, но это действительно так, и музыка прекрасная, музыка замечательная. Вот Алексей не зря сказал, что издаются целые сборники музыки к кинофильмам, но тоже надо ковыряться, потому что одно дело – какие-то шлягеры послушать, где это все прекрасно, и даже для детей, и про Красную Шапочку, рыбниковский «Золотой Ключик».

А.Пичугин

Еще Рыбников, кстати.

К.Волжанин

Рыбников, да.

В.Емельянов

А так, чтобы поискать действительно очень хорошую музыку, которую нужно слушать, чтобы она не фоном у тебя в кухне играла, а сесть и послушать.

К.Волжанин

Вот, скажем, «Семнадцать мгновений весны», и там есть все песни, где Кобзон поет прекрасные, но ведь там есть и темки, когда там, какие-то шпионские вот эти. Но их тоже классно слушать. Это тебе сразу напоминает, и ты входишь в атмосферу этого фильма, и ты вспоминаешь этот фильм. А так – было бы там что-то другое – я не знаю.

А.Пичугин

В Голливуде с саундтреками конечно, гораздо лучше. Слушаешь, то, что…

К.Волжанин

Просто есть понимание того, что это очень важно.

А.Пичугин

Фильм-то плохенький может быть, а саундтрек, зачастую, если не классный, то просто профессионально сделан. Давайте поговорим еще о Ваших коллегах, о том, кто с Вами работает – Вы упомянули, что лейбл «Тихая музыка» включает в себя, вернее – это группа единомышленников. С Вами мы познакомились, а кроме Вас кто еще занимается этим?

К.Волжанин

Музыканты. Мы стараемся поддерживать друг друга. Вот, скажем, есть такой прекрасный дуэт гитаристов-семиструнников, называется он «Русские гитары».

А.Пичугин

А Вы тоже на семи струнах играете?

К.Волжанин

Нет. Я – на шестиструнной. На классической гитаре играю, а эти ребята играют на семиструнной русской гитаре. Это очень красиво. Мы тоже записали их альбом, очень советую его послушать. Скачать себе где-нибудь.

В.Емельянов

Как называется?

К.Волжанин

Дуэт «Русские гитары»: Владимир Сумин и Владимир Маркушевич. Очень красиво. Был такой наш виртуоз-семиструнник, работал он в Москонцерте, звали его Сергей Дмитриевич Орехов, и это был тот, кто возродил в XX веке семиструнную гитару, потому что семиструнная гитара, она была фактически сведена на нет в нашей стране, и если в начале XX века было больше 95% играли на семиструнной гитаре, то к концу XX века все поменялось наоборот.

А.Пичугин

Даже если гитара семиструнная, то струны перетягивают на шесть.

К.Волжанин

Да. Был даже такой период. Но в конце XX века все играли фактически на шестиструнных, и вот Сергей Орехов возродил традицию, и сейчас он дал такой стимул для развития семиструнной гитары, он сам, во-первых, был виртуоз, и очень неординарный музыкант. Он сделал много переложений для семиструнной гитары, то есть внес новый репертуар и, соответственно, когда люди его слушают, им хочется тоже играть на семиструнной, слушать семиструнную. Что касается семиструнной гитары, я сказал, и сейчас мы работаем над тем, чтобы вообще нашу национальную культуру в области гитары продвигать. Есть такой ныне здравствующий и благая ему лета Сергей Иванович Руднев. Это гитарист классический, который тоже много делает для популяризации русской музыки, делает переложения, инструментальные обработки русских песен, и мы сейчас делаем проект на трибьют, где классические гитаристы известные будут исполнять его обработки. Мы запишем этот альбом и 11 декабря этого года у нас назначен концерт-презентация в Москонцерте по итогам этой работы. То есть мы сейчас ее начали, и, надеюсь, что мы ее к этому времени завершим и покажем, как это все красиво будет звучать.

В.Емельянов

Хочется немного поговорить, буквально чуть-чуть, о разнице между шести- и семиструнной гитарами, но там какая-то идейная разница в них? Понятно, что там все то же самое: гриф, дека, колки, да струны, собственно, но разная аппликатура, может быть. В чем принципиальная разница? Я пытаюсь вспомнить, кто у нас кроме Владимира Семеновича Высоцкого… Я сейчас имею в виду, как бы гитара более популярная: Владимир Высоцкий, Александр Дольский – я не знаю – он на семиструнной или на шестиструнной играет, и Никитин тоже не знаю.

К.Волжанин

Никитин на семиструнной. Конечно, это, прежде всего, строй. Потому что шестиструнная гитара – это квартовый строй, то есть интервалы, в основном, кварты. А семиструнная – это терцовый строй. Интервалы меньше, соответственно, струн больше. Считается, что на семиструнной гитаре, в принципе, возможностей больше для классической музыки, как это ни парадоксально.

А.Пичугин

Как все это сложно.

К.Волжанин

Возможностей больше, потому что ближе интервальность между струнами, соответственно, легче делать переложения классики на гитару, но как-то случилось так, что два-три приезда Андреса Сеговии в первой половине XX века и потом группа «Битлз» уже добила семиструнную гитару, почти добила.

А.Пичугин

Битлы добили семиструнную гитару?

К.Волжанин

Битлы добили, потому что петь эти песни, знаменитые их ходы…

А.Пичугин

Можно на семиструнке. Я слышал даже как кто-то исполнял.

К.Волжанин

Можно, наверное, но неудобно.

В.Емельянов

А есть электрогитары семиструнные?

К.Волжанин

Есть, но они строятся в шестиструнный строй, просто добавляется снизу нота си, она там рычит.

В.Емельянов

Ну и какой то, кстати, совершенно свой особый строй у Александра Розенбаума. Он как-то говорил, как он строит – как-то брал я у него интервью в Ленинграде.

К.Волжанин

У него семиструнный строй, но шесть струн, и третья – фа-диез, то есть там не соль, а фа-диез.

В.Емельянов

Да. И плюс, он, говорил, всю жизнь, всю дорогу играет на двенадцатиструнной гитаре.

К.Волжанин

Да.

В.Емельянов

Но, тем не менее, это его такая «фишка», но и потом, что и говорить, он же не просто стал вот эти песенки свои, свои песни распевает, извините, что, если я так запанибратски, но он еще и музыкант неплохой сам по себе. Он же профессиональный музыкант.

К.Волжанин

Да. У него гитарный аккомпанемент, я считаю, сделан прекрасно, лучше, чем в музыкальном.

В.Емельянов

Лучшее трудно себе представить. Все-таки, от слов к музыке, хотя очень интересный у нас складывается разговор, очень разный, и обо всем сразу. Но это, наверное, потому что Вы у нас в первый раз. Давайте послушаем еще что-нибудь.

К.Волжанин

Пожалуй, вот композицию «Рождественский снег». Назвала ее так моя жена. Она, когда послушала ее, я говорю: не знаю, как назвать, всегда проблемы с названием. Она говорит: ты знаешь, это что-то вот такое, что покрывает землю, что падает – давай, может быть, «Снег». И было рождественское время, и назвали «Рождественский снег».

А.Пичугин

Сейчас попробуем понять, где там снег.

В.Емельянов

Он падает.

 

В.Емельянов

Кирилл Волжанин, «Рождественский снег» называлась композиция, которую мы послушали. Вы слушаете радио «Вера» и программу «Светлый вечер». Вот, кстати, мне еще на ум пришла такая история, год, наверное, может быть назад, в одном из книжных магазинов – сейчас модно, они корзины ставят, и туда все, что им не нужно, за полцены продают. Увидел потрясающие две пластинки Петра Тодоровского и Сергея Никитина. Вот что они там вытворяют вообще на гитарах оба. Одна пластинка с песнями, а вторая – инструментальная. Друзья, я вам могу сказать, что или есть возможность у вас из интернета скачать – скачивайте. Если где-то увидите – покупайте обязательно, потому что это потрясающе.

А.Пичугин

Послушать в интернете, я думаю, точно можно.

В.Емельянов

Да.

К.Волжанин

Да, есть в интернете, как они играют, исполняют. Тоже очень рекомендую, и сам восхищаюсь, особенно Сергеем Никитиным. Я считаю это – музыкант с большой буквы.

А.Пичугин

Про площадки хотел у Вас спросить. Москонцерт – Вы как-то с Москонцертом связаны контрактом или просто дружбой? В основном, его площадки используете? Если речь идет о столице.

К.Волжанин

Да. Сейчас Москонцерту отдали залы: два зала, один из них – это на Пушечной улице, рядом с «Савоем», и там три концертных зала, два из них очень подходят именно под гитарные концерты по размерам и по акустике, и, в общем, как мы нашли взаимопонимание с руководством, они нам дали добро на проведение у них. В следующем сезоне у нас намечен абонемент. Абонемент называется «Воскресный вечер с романтической гитарой». Абонемент № 6 – он включает в себя четыре программы в течение осени и зимы, это вот этот гитарный мюзикл, о котором Вы говорили, по Паустовскому – «Ручьи, где плещется форель», затем будет программа «Времена года» – это классическая гитара и песочная анимация. Очень красивая, интересная программа для всех.

В.Емельянов

Уже не первый раз я слышу про название «песочная анимация».

К.Волжанин

Да. Это художник Лилия Чистина, достаточно известная в Москве художница, она рисует на стенде и все это транслируется, цветным песком, красиво. Это и зрелищно, и красиво по музыке.

В.Емельянов

Хор Сретенского монастыря в своих больших концертах, вот в Пасхальных, использует тоже этот прием. Они тоже приглашают, я, правда, не знаю, кто у них это делает, но это тоже впечатляюще очень. Конечно, нет слов.

К.Волжанин

Да. Третья программа у нас называется «Русский стиль Сергея Руднева». Вот о чем я говорил. трибьют Руднева, то есть там будут многие известные классические гитаристы, даже петербуржец Антон Баранов, который в 2013 году выиграл GFA, так называемый, GuitarFoundation of America – это самый крутой конкурс классических гитаристов, и четвертая программа у нас будет 8 января, в Рождество. Вот это как раз будет программа с песочной анимацией «Времена года».

А.Пичугин

Ну, это еще не скоро. Это еще полгода осталось.

К.Волжанин

Ну, во всяком случае, абонемент уже есть, и пользуясь случаем, рекомендую.

А.Пичугин

А по стране ездите?

К.Волжанин

Ездим по стране, бываем в городах с разными программами, но, к сожалению, просто сложно, наверное, сейчас, у филармоний с деньгами. Сложно, допустим мюзикл мы вывозили, но там большой коллектив, там семь человек, и очень много надо привезти, и как-то заполнить зал, хотя у нас всегда с этим гитарным мюзиклом всегда были аншлаги.

А.Пичугин

Вы же начинали в Казани?

К.Волжанин

Да.

А.Пичугин

И в Казани, в общем, довольно много всего интересного сейчас происходит, во всех смыслах. В разных аспектах жизни, вернее. А как-то с родным городом продолжаете сотрудничать?

К.Волжанин

Да, продолжаем. Там, кстати, проводится ежегодный гитарный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке». С руководителем и идейным вдохновителем Айнуром Бегутовым сотрудничаем, и старые связи, я, все-таки, там много поработал в филармонии в Татарской, с Ренатом Ибрагимовым мы работали в свое время.

В.Емельянов

Вот так вот, честно говоря, очень по скромному Кирилл о себе рассказывает, что, наверное, свойственно, в общем-то. Потому что я смотрю, что Ваше имя стоит несколько особняком в мире гитары, и, наверное, в первую очередь, потому что деятельность Ваша не ограничивается ремеслом исполнителя, Вы по образованию классический гитарист, прошли путь аранжировщика, музыкального руководителя филармонических коллективов, успешного саунд-продюсера в крупнейшей звукозаписывающей компании страны, тем не менее, остались верны гитаре, как основному делу своей творческой реализации. Более двадцати, я так понимаю, что пьес, гитарных соло… Вернее так…

К.Волжанин

Сольных произведений.

В.Емельянов

Сольных произведений, потом Вы же написали для гитары и оркестра произведение большое.

К.Волжанин

Да. Его, кстати, исполнял Айнур в Казани. Это для гитары, баяна и камерного оркестра концерт.

В.Емельянов

Дипломант и лауреат международных конкурсов исполнителей на классической гитаре – так Вы еще и песком сами рисуете – вот в чем дело.

К.Волжанин

Нет, песком я сам не рисую.

В.Емельянов

Нет?

К.Волжанин

Нет. Это…

В.Емельянов

Деза?

К.Волжанин

Деза, да.

В.Емельянов

Понятно.

К.Волжанин

Но я, конечно, могу что-нибудь нарисовать.

В.Емельянов

А! Все-таки! Понятно, значит не такая и деза.

К.Волжанин

Но для этого надо войти в определенное состояние.

В.Емельянов

Я хотел бы вот Вам какой вопрос задать. Мы в самом начале программы, где-то в первой ее части, в первой ее четверти, очень вскользь упомянули о том, что одна из Ваших композиций, у духовного отца Вашей семьи звучит. Давайте немножко об этом поговорим – о становлении в Вашей судьбе, как музыканта, как гитариста, безусловно играют Ваши друзья, и Ваши духовные наставники Спасо-Преображенского Пронского монастыря, и именно они, в каком-то смысле, дали Вам направление и духовное обоснование всему Вашему творчеству. А в чем именно выразилось это влияние. Может быть были сказаны какие-то слова, может быть они просто благословили Вашу деятельность?

К.Волжанин

Во-первых, благословил отец Лука, и мы с ним познакомились очень чудесным образом: я когда крестился – это был 2000 год, и мы приехали в наш офис в «Союзе», открыли винца и праздновали с моими компаньонами, и появился отец Лука. А он освящал там медицинский центр на этой же территории, ему сказали, что вот новокрещенный, а он тогда был только рукоположен – только-только, недавно. И он здесь был на Афонском подворье в Москве, но попросился в Рязанский Вышенский монастырь, где мощи святителя Феофана Затворника, и поехал туда. Он говорит: я готов быть простым монахом, чистить снег возле этих мощей. Там его рукоположили, и мы с ним познакомились в день моего крещения. Он оставил свой телефон, и всех пригласил туда приехать. Мои друзья, они долго собирались, а мне как-то было невтерпеж. Я говорю: дайте мне телефон, я сам созвонюсь. Звоню ему, говорю: батюшка, так-так вот, хочется к Вам приехать, но все как-то долго очень собираются. Он говорит: да чего ты их ждешь, давай, бери гитарку и приезжай. В общем, я туда приехал, и с этого началась наша дружба. Сам батюшка, он из среды творческой, он закончил ГИТИС в свое время, в детстве вел «Пионерскую зорьку» даже.

В.Емельянов

Интересно.

К.Волжанин

То есть он такой человек в этом плане разносторонний и творческий, и как-то мы с ним на одной волне в этом плане. Он, конечно, очень большая духовная поддержка для и нашей семьи, и для моего творчества, и вообще молитвенник за нас.

В.Емельянов

И Вас он благословил, по большому счету.

К.Волжанин

Да. Такая поддержка с его стороны – я не устаю благодарить Бога за то, что такая встреча произошла. Сейчас он в Рязани, в Пронском монастыре настоятель, и на теологии в Рязанском университете зав.кафедрой.

В.Емельянов

Вот Вы сказали, что мы дружим, и так далее. Как Вы сами считаете, это, в принципе, применимо к священнику, сказать, что «мы дружим»?

К.Волжанин

Это такая дружба, наверное, все-таки, в Господе – то, что это единомыслие.

В.Емельянов

Спасибо Вам, что Вы сказали эти слова, потому что я для себя тоже пытался уяснить. У меня потому что с некоторыми батюшками сложились более отношения, чем у простого прихожанина со священником приходским, и вот я все пытаюсь и пытался себе в голове это все по полкам разложить. Понятно, что у нас с Лешей ситуация уникальная, потому что диспут или, более того, спор со священником возможен только на радио «Вера», потому что в храме – это монолог, и это нормально.

А.Пичугин

Не сказать, что мы прям злоупотребляем этим.

В.Емельянов

Нет. Мы же можем и поспорить, и посмеяться, и все такое прочее. И вот меня смущал немножко этот момент.

К.Волжанин

Просто отец Лука – он еще почему выделяется для меня среди других священников, которых я очень всех уважаю за подвиг того, что они взяли на себя такой труд: быть священником, – он молитвенник. У него постоянно службы, он постоянно в этом состоянии. Даже иногда помню, ехали в Пронск, нужно было выступать – и опаздываем. Поехали по этой Волгоградской трассе, там какой-то затор – пришлось объезжать. Я ему звоню, и он такой раздраженный: «Ну, что ж ты там. У нас же здесь все ждут. Как же ты так? Надо было вчера выезжать». Я чувствую, что он так напрягся.

В.Емельянов

На взводе.

К.Волжанин

Да, на взводе. А когда я приехал, то все – у него состояние опять мирное. Это преодолевается только молитвой, это нельзя вот так в себе взять, и этот костер погасить усилием воли. У него этому мы учимся, как нужно жить.

В.Емельянов

Только можно порадоваться за Вас. Время нашей беседы, к сожалению, подошло к концу, но мы надеемся, что Вы у нас, поскольку первый, то, соответственно, и не последний раз. Давайте будем дружить, приходите к нам, пожалуйста. В следующий раз вообще будет здорово, если Вы с инструментом придете. Я хочу напомнить нашим слушателям, что у нас с Алексеем сегодня был в гостях гитарист-виртуоз, исполнитель и композитор, художественный руководитель студии «Тихая музыка» – Кирилл Волжанин. Спасибо, что нашли время к нам прийти.

А.Пичугин

Спасибо, да. И закрываемся мы композицией, которая будет называться…

К.Волжанин

Романс «Посвящение Сергею Орехову». Это великий музыкант-гитарист семиструнник, которого я решил всеобязательно почтить в своем альбоме такой пьесой, посвященной именно ему.

А.Пичугин

Спасибо. Всего доброго.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, в среднем: 4,75 из 5)
Загрузка...