Петербургский дом княгини Татьяны Потёмкиной на Миллионной улице был известен всему городу. Двери в нём оставались открытыми и для вельможных особ, и для бедняков. Каждый, кто нуждался в помощи княгини, уходил от неё, получив то, за чем пришёл. Княгиня, известная своей благотворительной деятельностью, старалась никому не отказывать.
Одна из первых красавиц столицы, дочь князя Голицына - Таня, росла окружённая любовью. Девочка была настолько доброй, что взрослые говорили: «Бог улыбнулся, сотворив этого ребёнка». В 18 лет княжна обручилась с князем Потёмкиным. В обществе шептались, что жених с невестой равнодушны друг к другу. Но после венчания злые языки замолкли: то, что супруги счастливы было видно за версту. Вскоре в семье родился сын. Но мальчик прожил всего десять месяцев. От горя Татьяна заболела. Княгиню отправили лечиться за границу. Там она провела семь лет, вернулась домой здоровой и удивила общество тем, что в расцвете лет отказалась от светской жизни, решив посвятить себя только семье и благотворительности.
В 1827 году Татьяна Борисовна стала председателем Петербургского Дамского попечительного о тюрьмах комитета и 42 года заботилась о заключённых. Приняв под своё покровительство арестантов, оказывая им материальную помощь, Потёмкина сострадала и их детям. Построила для них приют. А потом ещё один - для детей бедняков. Княгине было важно дать ребятам не только крышу над головой, но и образование, и профессию. В её приютах мальчиков и девочек обучали грамоте и различным ремёслам.
Татьяна Борисовна трепетно относилась и к старикам, которым негде было жить. Для них она открывала богадельни. Да и в своём доме княгиня давала приют беднякам, нищим и больным. Они жили у неё до тех пор, пока она не находила для них более подходящего места. Знакомые Потёмкиной даже называли её дом гостиницей.
Глубоко религиозная княгиня много жертвовала на храмы и монастыри. Строила новые церкви, восстанавливала старые. В Харьковской губернии некогда была Святогорская обитель. В 1844 году Потёмкина восстановила её на свои деньги. И монастырь по согласию императора Николая Второго официально был открыт во второй раз. Все следующие годы княгиня перечисляла обители крупные суммы. Помогала она деньгами и вещами и Троице-Сергиевой пустыни, что под Петербургом. А в своём крымском имении Артек построила церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
К Потёмкиной тепло относилась царская семья. И Татьяна Борисовна часто обращалась со своими просьбами напрямую к государю. Княгиня специально приезжала к своей подруге Марии – дочери Николая Первого – с утра пораньше, когда царь навещал внуков, чтобы подать ему очередное прошение. Император ласково называл Потёмкину «своей игуменьей» и никогда не отказывался ей помочь.
В 70 лет с Татьяной Борисовной произошёл несчастный случай, в результате которого она получила множество серьёзных травм, и здоровье её пошатнулось.
Врачи настояли на лечении в Берлине. Потёмкина приехала туда и скончалась через два дня. В некрологе на смерть княгини говорилось: «Это была боярыня в истинном, русском значении этого слова, ибо болела за всех бедствующих и страждущих своею прекрасною душою».
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.