2005 год. Группы археологов университета имени Бар-Илана ведет раскопки на юге Израиля. На месте холма, где работают археологи, раньше находился древний город Геф. Среди множества артефактов – осколков посуды, предметов быта и остатков оружия, внимание ученых привлекает осколок керамического изделия размером шесть на пять с половиной сантиметров. Специалисты с удивлением прочли на этом предмете имя древнего библейского великана – Голиафа!
Из Библии мы знаем, что Голиаф был воином Филистимлян. Его имя известно многим, благодаря бою этого воина с будущим царем Израиля Давидом. Поединок Давида с Голиафом – это не только библейский эпизод, но и сюжет, вошедший в мировую культуру и повседневную речь. В отличие от Голиафа, у Давида вообще не было доспехов, а его оружием были праща, или попросту рогатка, и сумка с камнями. Всем, кто наблюдал за происходящим, казалось, что результат поединка предрешён, но не всегда исход битвы определяет физическая сила. Первый же камень, брошенный Давидом, попал прямо в лоб Голиафа, и тот упал замертво. Увидев эту победу, все войско филистимлян в страхе покинуло поле боя.
Одного библейского повествования недостаточно для ученых, чтобы утвердиться в истинности этого рассказа. Однако находка археологов под руководством израильского ученого Арен Меира изменила отношение ученого сообщества к известному сюжету.
Найденный нами осколок – это отломившийся фрагмент чаши или кувшина, и есть все основания предполагать, что на керамическом изделии была описана вся жизнь филистимского великана. В ходе исследования найденного осколка выяснилось, что находка датируется IX веком до н.э., и не может принадлежать самому Голиафу, который, согласно Библии, жил двумя веками раньше. Однако это нисколько не принижает значение найденного артефакта.
Дело в том, что Голиафов в Библейской истории было двое. Один, который был убит царём Давидом, и другой, тоже родом из Гефы, который был убит Елхонаном намного позднее, в ходе другой битвы между иудеями и филистимлянами.
Какой из двух великанов упоминается на этом осколке – не так важно. Для науки гораздо важнее, что, изучая этот предмет, мы имеем дело с самой древней из известных филистимских надписей. Эта находка раскрывает нам доселе неизвестный мир культуры народа филистимлян. Ведь до сих пор информацию об этом народе мы черпали исключительно из Библии, теперь же можем прикоснуться к предметам, имеющим непосредственное отношение к этому народу.
Филистимляне как народность исчезли с лица земли после походов Александра Македонского в IV веке до нашей эры. И с тех пор мы могли читать о них лишь в Библейских книгах. Возможно, благодаря археологам, в ближайшем будущем мы сможем больше узнать об этом некогда великом народе. Таким образом, находка из Гефы не только подтвердила факт существования легендарного библейского воина по имени Голиаф, но и открыла для науки новые горизонты.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.