Семилетний голод в Египте, как повествует библейская книга Бытия, был предсказан Иосифом, которого родные братья продали в рабство в чужую страну. Фараон поставил Иосифа своим придворным, и, благодаря мудрости этого библейского героя, в течение семи голодных лет страна могла существовать относительно благополучно. Долгое время рассказ о семилетнем голоде существовал лишь в Библейской истории. Да и сам рассказ о судьбе Иосифа, который прошел путь от раба до ближайшего советника фараона многим представлялся фантастическим. В 1880 году в первую экспедицию на берега Нила отправился американский журналист и египтолог Чарльз Эдвин Уилбур. Каждую зиму он проводил в Египте, находя и исследуя артефакты древней цивилизации. Исследуя земли вокруг реки Нил, Чарльз находил древние папирусы и другие остатки древнеегипетской культуры. Наконец, спустя 10 лет исследований, он совершенно случайно наткнулся на каменную стелу, усеянную египетскими иероглифами. Расшифровав надписи на камне, ученые неожиданно обнаружили подтверждение истории о семилетнем голоде в Египте и прочли рассказ о легендарном визире фараона по имени Имхотеп, в образе которого угадывается библейский Иосиф.
Эксперт: На камне изображены египетские божества, фараон и его советник по имени Имхотеп. Согласно тексту на камне, царь расстроен и волнуется, поскольку земля Египта находится во власти засухи уже семь лет, в течение этого времени река Нил прекратила разливаться. Фараон беседует со жрецами и с Имхотепом. Здесь мы видим сходство с библейским повествованием о толковании Иосифом снов фараона о 7-ми летнем изобилии земли и 7-ми летнем голоде. Интересно, что надпись на стеле обожествляет Имхотепа, то есть Библейского Иосифа. Это свидетельствует о крайнем уважении всего египетского народа к этому человеку. Надписи на стеле, утверждают, что они являются копией документа, написанного фараоном Джосером на 18 году его правления Египтом.
Голод в Египте был весьма редким явлением, и такой исторический факт не мог не найти отражения в исторических документах той эпохи. В Библии, ситуация в Египте во время голода описывается довольно подробно. Но как отнесутся к этому учёные, ведь перед ними стоит задача сложная – определить и разобраться в достоверности сходства между Библией и артефактом древней египетской цивилизации? Тем более удивительной кажется параллель между библейским Иосифом и египетским Имхотепом. Исследователи не исключают, что почитаемый египтянами советник фараона Имхотеп и проданный братьями в египетское рабство Иосиф – это один и тот же человек.
Эксперт: Изучая египетские источники, мы видим, что Имхотеп самый древний врач, исторические свидетельства о котором дошли до наших дней. И хотя библейский Иосиф не упоминается как врач, Библия дает один очень важный ключ к этому. В книге Бытия мы читаем, что Иосиф повелел своим слугам - врачам, бальзамировать отца его. Здесь определенно заявляется, что врачи работали под руководством Иосифа. Библия много говорит о мудрости Иосифа. Сам фараон, согласно библейскому тексту, говорит ему: «нет столь разумного и мудрого, как ты» И эти слова Фараона снова указывают на Имхотепа, который также был почитаем за свою мудрость.
Библия, которая в первую очередь является источником духовной мудрости, также содержит исторические сведения, которые помогают глубже проникнуть во времена существования древних цивилизаций. Исследователями доказано, что те места в Библии, где говорится об Египте, написаны людьми, хорошо осведомленными о жизни этой монархии; их сведения постоянно подтверждаются. Поэтому Библия была и остаётся настольной книгой исследователей древнего Египта.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых