Днем 1854 года американский миссионер Джеймс Барклай вышел со своей собакой на традиционную проулку по улицам древнего Иерусалима. Не смотря на то, что пастор жил в этих краях уже четыре года, открывающийся вид на библейские места завораживал. В какой-то момент американец с удивлением обнаружил, что собака, рывшаяся в земле неподалеку от Дамасских, ворот пропала. Пастор не на шутку обеспокоился исчезновением друга. Он звал, бегал вдоль ветхих городских стен - но все было напрасно. Над городом уже сгустились сумерки.
Вдруг Барклай услышал из-под земли глухое тяфканье. Позвав подмогу со светильниками, американец полез в свежевырытую нору. Каково же было удивление спасателей, когда перед их взорами предстала огромная пещера, уходящая вглубь скалы на сотни метров! Никто даже не догадывался о ее существовании! Кто и когда вырыл эти катакомбы? На помощь пришли историки, окрестившие выдолбленное под Иерусалимом пространство именами сразу двух библейских правителей.
Рассказывает Михаил Штереншис:
Пещера царя Седекии и второе ее название - каменоломни царя Соломона. Эта пещера, которая идет под старым городом, она занимает примерно четверть старого города, стоит на пустом месте. Страшного продолжения пещера! Это действительно была каменоломня, которая со времен царя Соломона, который строил храм, использовалась, чтобы добывать камень. Почему царя Хезкии? Потому что он прятался там во время его проблем с вавилонянами.
Незадачливый иудейский правитель был пойман при выходе из пещеры и ослеплен. Открытая пещера еще раз подтвердила истинность библейского повествования. Позже многие другие с большими или меньшим успехом скрывались в этих пещерах во время осады Иерусалима и проводя в подземных лабиринтах дни, недели и месяцы. Столь длительное пребывание внутри было возможно благодаря многочисленным источникам, дающих достаточно воды для десятков и даже сотен беженцев. Памятуя о неудачливом царе, сочащаяся повсюду влага называется Слезами Седекии. Согласно легенде именно в этих пещерах проводили свои ритуалы масоны, поскольку считали царя Соломона своим духовным предшественником.
Рассказывает Михаил Штереншис:
Это было тайное место встреч различных. Мы точно знаем, что она существовала, что там нет никакого культурного слоя. Она существовала при Христе и 90-95 процентов, что он мог находиться там и читать свои проповеди.
В XVI веке во время возведения Сулейманом Великолепным городской стены, эта пещера была замурована из-за опасения, что враг может пробраться в город из-под земли. Действительно пещеры многоуровневые, каждый зал имеет 5-6 выходов, каждый тоннель разветвляется каждые несколько метров - здесь все рассчитано на то, чтобы только знающие люди могли найти дорогу в этом лабиринте.
Именно поэтому каменоломни окружают многочисленные легенды о спрятанных в ней сокровищах. Не смотря на многочисленные археологические экспедиции, они еще не найдены. Кто знает, что хранят в себе эти еще не до конца исследованные пещеры?
Но одну тайну ученые разгадали точно. Именно из этих каменоломен добывали строительный материал для постройки Первого храма, возведенного царем Соломоном. Как написано в 3-й книге Царств над строительством святыни трудились «семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков», возводивших строение из «камней больших, камней дорогих». Самый дорогой и самый качественный местного известняка называется "мелхЭ", что значит царский. Он легок для обработки и его относительно легко добывать из общей породы. Но под воздействием солнечного света, камни становятся все крепче и тверже, а их белый цвет похож на итальянский мрамор. Вести строительные материалы издалека, в расположенные в горах Иерусалим сложно и накладно. Откуда же его добывали? Рукотворные пещеры, а вернее сеть катакомб дала ответ на этот вопрос.
Царский известняк добывали недалеко от стройки величественного храма, возведенного на иерусалимской горе МориА и описанном в библейских повествованиях, как одного из самых красивейших на земле.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 270 зач., IV, 13-17.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Насколько полно человек должен быть информирован обо всём, что происходит с его телом? Например, Гиппократ считал, что врач может обманывать пациента, если понимает, что так для него будет лучше. А что по этому поводу думают христиане? Отчасти на этот вопрос помогает ответить отрывок из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Сообщать ли больному о его состоянии, если оно неминуемо ухудшается. Вопрос многим покажется спорным. С одной стороны, ориентируясь на западные нормы, некоторые специалисты считают, что о плохих перспективах и возможной близкой смерти человеку не просто можно, но и нужно сообщать. В рамках прагматичного и делового подхода к жизни причины подобной практики довольно просты: человек должен успеть навести порядок в своей финансовой жизни, раздать долги, расплатиться с кредитами и т.д. Христианство подходит к этому вопросу с другой стороны. Хотя мы за честные и ответственные отношения человека с другими людьми, для нас представляются не менее важными честные и ответственные отношения человека с самим собой. И начинаются они с того, что он призван трезво и рассудительно посмотреть на свою жизнь. Конечно, без того, чтобы видеть всё в черном цвете, но и без бегства от правды в самообман. На практике это значит, что с религиозной точки зрения человеку полезнее знать правду, потому что реальность может побудить его к покаянию и примирению с близкими людьми. Иногда люди смущаются от такого подхода, считая, что больному и так трудно и печальная новость может усугубить его страдания, однако как ни скрывай — люди смертны. И выбирая между временной печалью и вечной радостью христианин, конечно, призван склонится ко второму. Тем более, что весть о смертности нашего тела — это не единственная правда, которую христиане сообщают человеку. Гораздо важнее для них та надежда, о которой пишет апостол Павел в послании, которое сегодня звучит в храмах, — надежда на воскресение мёртвых. Именно она позволяет христианам не скорбеть о смерти так, как скорбят прочие люди. Конечно, мы не радуемся смерти, ведь и Христос, когда пришёл на гроб своего друга Лазаря, прослезился. Но мы знаем, что смерть — это не конец. Причём не только в смысле бессмертия души, но в смысле физического воскресения тела.
Объясняя суть этой веры, апостол Павел подчёркивает, что она укоренена в вере в воскресение Христа. Восстав из гроба, Он не был подобен призраку, Его руки, ноги и раны можно было потрогать. Он даже мог есть, что подтверждало абсолютную реальность воскресения. Эта реальность стала для учеников основанием веры не только в Его личное воскресение, но и в воскресение любого человека, когда-либо родившегося и жившего на земле.
И сегодня, в день сугубого поминовения усопших мы, как ученики Христовы, призваны не только сами верить в грядущее воскресение мёртвых, но и свидетельствовать о своей вере перед лицом мира, который погряз в суете жизни и панически боится смерти. В нашем лице, как в лице воскресшего Христа, мир должен обрести надежду.
Православная семинария в Найроби — основа просвещения Африки
Многие просто не подозревают, что Православие распространено не только в России или, например, в Греции, православными являются жители совсем экзотичных для нас уголков мира. Взять хотя бы Африку. Наряду с традиционными языческим верованиями в этом регионе одной из наиболее популярных религий является именно Православие.
Среди стран Африки, где Православие занимает лидирующие позиции, особым образом выделяется Кения. А все потому, что в Кении имеется собственная семинария, которая готовит православных священников для всего востока Африканского континента.
Своим появлением православная семинария в Найроби, столице Кении, обязана первому президенту и архиепископу независимого Кипра — Макариосу Третьему. Архиепископ Макариос не только занимался христианским просвещением своей страны, но и активно путешествовал по миру, проповедуя Евангелие.
Архиепископ Макариос впервые посетил Найроби в 1957 году. На тот момент в Кении уже были православные христиане и даже был построен довольно большой храм. В этом храме Макариос совершил богослужение, которое очень сильно вдохновило его. Впоследствии архиепископ неоднократно посещал Кению. А весной 1971 года даже организовал массовые крещения в Найроби и Ниери.
Тогда архиепископ Макариос понял, что Кении просто необходима собственная семинария, которая готовила бы пастырей для местного населения и для всех православных христиан востока Африки. Эта идея была поддержана тогдашним правительством Кении и Патриархом Александрийским Николаем, в церковном управлении которого находилась Кения.
И вот 22 марта 1971 года произошло радостное и удивительное событие — архиепископ Макариос торжественно заложил первый камень в фундамент православной семинарии в Найроби. Семинария должна была строиться на деньги Кипра, который архиепископ Макариос возглавлял. Вторжение турок на остров Кипр в 1974 году чуть было не помешало организации семинарии. Но, несмотря на все трудности, она была построена и открыта в 1981 году.
В Найроби тут же стали приезжать православные студенты со всех стран Африки. Сегодня здесь обучается около пятидесяти студентов из Кении, Уганды, Танзании, Мадагаскара, Зимбабве и Камеруна. Многие выпускники семинарии получили возможность продолжить образование за рубежом — в Греции и Америке. Но самое важное — сегодня семинария по-прежнему исполняет свою главную задачу — готовит священников для православных храмов Африки.
Все выпуски программы Вселенная православия
Православная румынская свадьба
Каждая православная страна славится своими свадебными традициями и обрядами. Румыния здесь не исключение. Румынская свадьба —событие особенное. Несмотря на то, что Румыния давно уже входит в Европейский союз и вполне прониклась, так сказать западноевропейским духом, народные традиции, особенно свадебные, в Румынии исчезать не собираются.
Свадьба в Румынии — это по-прежнему событие, на которое собирается столько людей, сколько в состоянии вместить то место, где свадьба проводится. По-прежнему на румынской свадьбе водятся обрядовые хороводы, на народных инструментах весело играют музыканты. Часто случается и такое, что молодожены, их родителии гости надевают на свадебное торжество яркие и пестрые народные костюмы.
Неотъемлемой частью румынской свадьбы является сватовство. Сегодня оно, конечно, носит символический характер. Современные молодые румыны и румынки сами договариваются о бракосочетании. Но после того, как они своим родителям о своем желании сообщают, сторона жениха засылает в дом невесты сватов, которые просят для жениха руки девушки. Услышав подобную просьбу, родители невесты по традиции отвечают отказом. Спустя некоторое время сваты снова оказываются в доме девушки и снова просят ее руки для жениха, и снова родители дают отрицательный ответ. Как правило, слова согласия родители дают только на третий раз. Тогда же они обсуждают со сватами, каким будет выкуп, и на какое число назначить свадьбу.
А свадьбу в Румынии принято назначать... на понедельник. Румыны считают, что понедельник — самый хороший день для начала жизни молодой семьи. Рано с утра жених с родителями, со сватами, друзьями отправляются в дом невесты, где уже вовсю кипит предсвадебная атмосфера. Сама церемония проходит в храме, где совершается таинство венчания. Венчание в Румынии напоминает наше, российское. Пожалуй, отличается только форма венцов. У нас они обычно напоминают собой короны. А вот Румынии в качестве венцов могут использоваться просто обручи или венки из цветов. По окончании венчания жених и невеста вместе с родителями и гостями отправляются на свадебное торжество.
Традиционная румынская свадьба начинается со встречи гостей. В качестве угощений им подается вино, и колак. Колаком называется особый хлеб с солью, кусочек от которого должен съесть перед входом на свадьбу каждый из гостей. После того, как каждый приглашенный отведает колака, наступает время для следующего обряда. Когда гости рассядутся за столы, молодожены встают и делают земной поклон перед своими родителями, тем самым выражая им свою благодарность и признательность. После этого жених и невеста просят прощения у всех собравшихся от лица своих родителей, за те ошибки, которые они, возможно, совершили. И только после того, как были произнесены важные слова, свадьба начинает гулять.
Традиционное меню на румынской свадьбе в основном представлено такими блюдами, как пироги с капустой («сармале»), кислый суп из гусиных или утиных потрохов, соленые огурцы, маринады.И, конечно же, какая румынская свадьба может обойтись без вина?
Все выпуски программы Вселенная православия