С начала 90-х годов XX века внимание многих археологов было приковано к очень странным сооружениям. Располагались они в районе реки Иордан и представляли собой две пересекающиеся окружности разного диаметра, выстроенные из камня. С высоты птичьего полёта сооружения напоминают след ноги гигантского человека. Но для чего именно они были построены? Да и вообще, результат ли это творения рук человеческих. Возможно, это следы древнего великана, или сооружения пришельцев из других миров?
За разгадку этой тайны взялась экспедиция под руководством профессора Адама Зертала из университета города Хайфа. Исследования показали, что сооружения были созданы в XIII – XII веках до нашей эры. Группа профессора Зертала изучила пять подобных археологических памятников, располагавшихся на территории, охватывающей Самарию и Иорданскую долину. В ходе раскопок были обнаружены глиняные знаки древних израильтян времен упомянутого в Библии завоевания Ханаана. По словам профессора Адама Зертала, эти сооружения - священный Гилгал, упоминания о котором встречаются в Библии. Гилгал - первое место, в котором израильтяне, перейдя Иордан, основали лагерь. Учёный предположил, что объекты использовались для сбора общины, при подготовке к битве и ритуалам. Известно, что слово «gilgal» упоминается в Библии 39 раз. Найденные внутри одного из сооружений глиняные сосуды и кости животных явились доказательством того, что гигантские строения использовались для жертвоприношений, описанных в Библии.
Рассказывает иерусалимский историк Игорь Торик:
Это каменный забор, который имеет форму сандалии. В маленьком кругу, в пяточке, сложен круглый помост, что-то типа жертвенника. В районе этого жертвенника найдено большое количество костей жертвенных животных. Все кошерные. Время Иисуса Навина! Это фактически подтверждение, что, по крайней мере, во время Иисуса Навина там появляется народ с библейской культурой.
В Ветхом Завете сказано, что еврейский народ, покинув Египет, сорок лет блуждал по пустыне, и лишь затем, вошел в обещанную ему Богом землю. О драматических событиях обретения этих территорий рассказывает книга Иисуса Навина, названная так по имени лидера избранного народа, пришедшего к власти после смерти Моисея.
Согласно книге Иисуса Навина, когда евреи пересекли реку Иордан и вошли в Землю обетованную, на первой же стоянке ими был сооружен жертвенник и совершено благодарственное жертвоприношение. Этот жертвенник носил название Гилгал. Само слово «гилгал» в переводе с иврита обозначает «колесо». Большой и малый круги, расположенные в виде стопы были первыми объектами, построенными евреями при входе в Ханаан. По утверждению учёных «ступня» имела огромное значение в качества символа владения территорией, господство над врагом, связь между народом и землей, присутствием Бога. Кроме того такая необычная форма сооружений подчеркивает упомянутое в Библии правило: Земля принадлежит тому, кто первым вступил на нее.
Долгое время ученые сомневались в достоверности библейского повествования, потому что никаких доказательств существования стоянок еврейского народа по пути из Египта не существовало.
Рассказывает иерусалимский историк Игорь Торик:
«Кстати говоря, там есть еще один любопытный момент в одном из псалмов. Тот самый псалом, который перечисляет хронологию событий Моисеева Пятикнижия. Там есть такая фраза: «И покинул Господь скинию в Шило и воцарился в Адаме». Оказывается, имеется географическое название Адам. Тот самый мост Адам, где найден самый большой гильгаль».
К сегодняшнему дню учеными найдено уже несколько подобных стоянок древних евреев в Иорданской долине. Огромные стопы разбросаны по всему пространству, где согласно Библии, начиналось завоевание земли, обещанной Богом избранному народу. Таким образом, сооружения эпохи Железного века подтвердили сведения, известные нам по книгам Ветхого Завета.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 397
Основные темы беседы:
— Присутствие Бога в мире: как его почувствовать, если вокруг происходят страшные события?
— Господь в Евангелии исцеляет человека по вере его близких. Какие задачи в отношении друг к другу этот эпизод ставит перед нами?
— Милосердие на практике: возможность помочь кому-то есть у нас почти в любой момент;
— Как родители могут сочинить настольную игру для своих детей, и что для этого нужно?
— Земные поклоны: зачем их делают и как быть, если делать их... неловко? — Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома».
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.