Современный турецкий город Пам́уккал́е во времена римской империи назывался Иер́аполисом. Во втором веке его епископом был поставлен святой равноапостольный Ав́еркий. Тогда большинство жителей города поклонялись языческим богам и не хотели слушать никаких христианских пр́оповедей. Епископу оставалось только молиться за своих сограждан, уповая на милость Божью к ним. Но вот однажды во время праздника в честь Аполл́она, святой получил от ангела повеление – сокрушить ́идолов. Он немедленно исполнил приказание. Прибежавшие на шум жрецы пришли в ужас, увидев в храме обломки разбитых ст́атуй, и ожидая гнева богов. Весть о поступке епископа быстро облетела город. Собралась разгневанная толпа горожан, которые искали епископа, чтобы убить его за святот́атство.
Горожанин №1
Надо его отправить к императору, чтобы казнь была жестокой!
Горожанин №2
Сжечь его вместе с его домом!
Горожанин №3
Получше что-нибудь скажи! Его дом вспыхнет и все наши дома загорятся! Отрубить ему голову и дело с концом.
Горожанин №1
Вот он! Мы сами его сейчас растерзаем!
Среди народа находилось трое юношей, одержимых б́есов. Когда народ стал приближаться к святому, юноши под действием б́есов вдруг пришли в исступление. Со страшными воплями, они разодрали на себе одежду,стали терзать зубами свои тела и грызть свои руки. Упав на землю, они катались, извергая пену, и кричали ужасными голосами: «Аверкий, заклинаем тебя истинным Богом, которого ты проповедуешь, не мучай нас прежде времени!» Народ, глядя на это ужасное зрелище, пришел в ужас. Святой подошел к юношам, и после молитвы, именем Христовым изгнал бесов. Юноши стали совершенно здоровы. Пораженные чудом, горожане забыли о своем гневе и попросили святого рассказать о Боге, которого он испов́едует. Святой Аверкий день и ночь поучал людей, а утром следующего дня крестил несколько сотен человек.
Весть о чудотворце разнеслась по всей империи. Отовсюду к нему приносили и приводили больных для исцеления. Богатые и бедные, знатные и простолюд́ины получали от него помощь и многие принимали святое крещение. Для того чтобы большее количество людей могли исцелиться от телесных болезней, по молитвам святого из-под земли недалеко от города начали бить горячие целебные источники.
Однажды к нему привели трех слепых женщин. Они сказали, что верят в Иисуса Христа и хотят прозр́еть. Праведник им ответил:
Аверкий
Если вы действительно веруете в истинного Бога, как утверждаете, то увидите свет Его.
Святой погрузился в молитву. Тут же с неба сошел луч неизреч́енного света. Никто не мог вынести его сияния, все упали на землю и только три слепые женщины стояли неподвижно. Когда луч коснулся глаз слепых женщин, они прозрели. Тогда сияние небесного света прекратилось.
Аверкий
Что увидели вы, прежде всего, когда вернулось вам зрение?
Первая.
Я видела Старца ветхого днями, который прикоснулся к оча́м моим.
Вторая.
Я видела прекраснейшего Юношу, который дотронулся до моих оч́ей.
Третья.
А я видела, что оч́ей моих коснулся пресветлый Отрок.
Услышав это, святой и все, бывшие с ним, прославили Бога, Единого в Троице, творящего дивные чудеса.
Спустя несколько лет о святом подвижнике узнал император Марк Авр́елий и послал за ним, чтобы тот помог его дочери, одержимой нечистым духом. Святой исцелил девушку, но от награды отказался. И все же император нашел способ выразить свою благодарность. Он распорядился бесплатно выдавать из своих амбаров пшеницу для иер́апольских бедняков. Этот договор правитель соблюдал всю свою жизнь, и его приемники также. Лишь Юлиан Отст́упник отменил этот указ.
Святой Ав́еркий много времени провел в путешествиях, проповедуя истинную веру Христову, за что его часто сравнивают с апостолом Павлом, а Церковь почитает как равноап́остольного. Но, в конце концов, он вернулся в свой город, где, благодаря его трудам уже все жители были христианами. Тут он мирно скончался в возрасте семидесяти трех лет. Это произошло в 161 году от Рождества Христова.
Но и после его кончины, как от гроба святого, так и от источника теплых вод, извед́енного по его молитвам, подавалось и подается верующим людям множество исцелений.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди