Из подъезда большого каменного дома в центре Петербурга вышли две пожилые женщины. Скромно одетые, в тёмных платках, с котомками за плечами, они явно чувствовали неловкость от красоты обступивших их со всех сторон зданий этого аристократического квартала столицы. Но вот с балкона дома, из которого они только что вышли, их окликнули: сам хозяин приветливо махал им рукою на прощанье. Высокий, статный, в пышном белом парике, морской военной форме с золотыми погонами…
- Храни Вас Бог, Фёдор Фёдорович, благодарствуем за всё! – с поклоном прокричали ему женщины.
Герой русско-турецкой войны и кампании по освобождению Греции от французской оккупации, командующий Черноморским флотом, царский адмирал Фёдор Ушаков ещё долго стоял на балконе и смотрел вслед удаляющимся странницам.
Двери его дома всегда были открыты для простых, нуждающихся в помощи людей. Он давал приют паломникам-богомольцам, кормил голодных, помогал просящим. Эти женщины пришли издалека; они собирали пожертвования на постройку церкви и приюта для бездомных и больных. Молва о христианской доброте Ушакова привела их к нему в дом. А Фёдор Фёдорович принял как родных – накормил, дал кров, и отпустил с щедрым пожертвованием и деньгами на дорогу.
О добром и милосердном сердце знаменитого адмирала на флоте и при дворе давно уже ходили легенды. Ушаков строил тактику таким образом, чтобы выходить из сражений с минимальными потерями. И даже в боях с превосходящим по численности и мощи противником умел не только уберечь своих воинов, но и одерживать при этом блистательные победы.
Во время военных действий эскадрам часто приходилось испытывать перебои со снабжением. И всякий раз Фёдор Ушаков решал вопрос своими силами и – в буквальном смысле - средствами. В приказе от восемнадцатого октября тысяча семьсот девяносто второго года он писал: «По случаю же недостатка в деньгах, отпускаю я из собственных тринадцать тысяч пятьсот рублей». Возместить столь ощутимые затраты адмирал при этом никогда не требовал…
Образец кротости и человеколюбия был у Фёдора Фёдоровича перед глазами с самого детства – его родной дядя, иеромонах Феодор, знаменитый старец из Богородице-Рождественского Санаксарского монастыря. Адмирал часто навещал старца в обители, расположенной близ города Темникова тогдашней Тамбовской губернии, любил монастырь, и не оставлял его своим попечением. Не удивительно, что после отставки, которая по собственному прошению Ушакова последовала в тысяча восемьсот седьмом году, адмирал избрал постоянным местом жительства своё небольшое имение в селе Алексеевка, как раз неподалёку от Темникова. Оставшуюся собственность в Петербурге и Крыму Фёдор Фёдорович продал, и часть вырученных денег пожертвовал на ремонт и расширение соборной церкви Святого Николая в Севастополе.
Поселившись в Алексеевке, Ушаков с большим вниманием следил за нуждами своих крестьян, откликаясь на каждую просьбу о помощи. Жизнь он вёл, по словам очевидцев, совсем почти монашескую, и никуда, кроме Санаксарской обители, не выезжал. Однако при этом он, как истинный патриот, продолжал заботиться и о процветании государства. Тамбовскому дворянскому училищному корпусу он пожертвовал тысячу рублей; выделил средства на открытие первого в Тамбовской губернии духовного училища.
Когда в тысяча восемьсот двенадцатом году Россия вступила в войну с наполеоновской Францией, адмирал немедленно отправил деньги в поддержку формировавшемуся тогда Тамбовскому ополчению. Две тысячи рублей он пожертвовал Первому Тамбовскому пехотному полку, постоянно отправлял суммы на содержание и лечение больных и раненых солдат. Тридцать тысяч рублей Ушаков передал в пользу разорённых и пострадавших от наполеоновского нашествия.
Последние свои годы Фёдор Фёдорович полностью посвятил заботе о Санаксарском монастыре. Сохранились свидетельства о его пожертвованиях обители: драгоценный оклад к Евангелию, парчовые облачения для духовенства, серебряные Богослужебные сосуды. «Бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния во всепомощи» - так вспоминал об Ушакове один из монахов.
В Санаксарской обители Фёдор Ушаков обрёл и свой последний приют. Гроб с телом великого русского адмирала народ пронёс на руках до монастыря от самого Темникова. В две тысячи четвёртом году Русская Православная Церковь прославила праведного воина Фёдора Ушакова в лике святых.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди