Удивительное явление – Святые горы в Донецкой области, меловые выступы на высоком берегу реки Северский Донец. Особенно празднично смотрятся эти ярко-белые холмы летом, среди зелени прибрежных лесов. И белокаменные здания Свято-Успенской Святогорской Лавры здесь вписаны в пейзаж настолько органично, как будто тоже сотворены самой природой. Существует даже легенда, что монастырь однажды утром вырос из-под земли, поразив всех своей необычайной красотой.
Легенда невероятная, но в ней есть, между тем, известная доля правды. Интересен такой исторический факт - несмотря на то, что первые монахи поселились в Святогорской лавре еще в одиннадцатом веке, вплоть до восемнадцатого столетия на Святых горах не было построено ни одного здания. Как же так? А вот так! В течение семи столетий иноки предпочитали обустраивать кельи и храмы под землей, в меловых пещерах. Сложный лабиринт подземных помещений протяженностью 800 метров - самая древняя часть монастыря.
В народе ходит поверье, что существует тайный подземный ход от лаврских пещер на противоположный берег Северского Донца. В это нетрудно поверить, если вспомнить, сколько вторжений пришлось претерпеть обители. Монастырь пережил набеги крымских татар, нашествие поляков, страшные времена Батыя и Тамерлана – инокам очень кстати пришелся бы подземный ход, как способ спастись от агрессоров.
А в восемнадцатом веке лавру постигла беда, от которой нельзя было спрятаться под землей – Екатерина Вторая взяла и… Подарила монастырь своему фавориту Григорию Потемкину. Обитель с многовековой историей в одночасье стала дачей князя Таврического. В таком унизительном положении монастырь просуществовал 57 лет.
Зато после того, как Святогорский монастырь был восстановлен указом Николая Первого, он стал стремительно развиваться. Может, и не за одну ночь, но буквально за несколько лет были построены несколько храмов – практически все наземные здания лавры датируются пятидесятыми годами девятнадцатого века. Чуть позже других церквей был построен собор Успения Пресвятой Богородицы. Красавец-храм с пятью голубыми куполами стоит на каменной террасе, к которой со стороны реки ведет парадная лестница. Он украшен в русском стиле архитектурными формами, которые называют кокошниками и бусинами, и действительно, напоминает собой деву в подвенечном уборе.
Святогорская лавра живо описана в произведениях Чехова и Бунина. А стихотворение Федора Тютчева о том, как «громадою отвесной, /В белизне своей чудесной, /Над Донцом утес стоит, /К небу крест свой возвышая…» так и призывает своими глазами увидеть эту красоту. И стоит отправиться в путь, тем более что он нетрудный – в Донецк со всех концов России идут поезда, оттуда до Святогорска можно добраться на электричке. А там уж до обители и пешком прогуляться на грех – места-то какие живописные!
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди